— Качество продуктов зависит от сырья, которое мы получаем от определенных пород животных и сортов растений. Как с этим дела в России?
— Вы наступили на больную мозоль. Мы с коллегами вплотную занимаемся вопросами сохранения национальных генетических ресурсов сельхозпород животных и сортов растений. Они катастрофически исчезают, из-за чего мы переключаемся в производстве продуктов на импортные сорта и породы, а это беда, и она грозит нашему продовольственному суверенитету и безопасности в целом. Наши породы, сорта адаптированы к российским условиям, они выращивались тысячи лет, а мы их теряем в одночасье. Но власти, к сожалению, на эту проблему не обращают никакого внимания. Сегодня 80% ферм в Европе — малые хозяйства, выращивающие экологически чистую продукцию, и только 20% — это индустриальное, сельское хозяйство. В нашей же стране все наоборот: строят мегафермы, и 80% сельского хозяйства находится в руках агрохолдингов, а крестьянские хозяйства не выживают. Я знаю многих фермеров, которые разорились, потому что перекупщики диктовали им свои правила игры. Мы, ученые, активно выступаем во всех государственных структурах, настаивая на принятии срочных мер по сохранению национального достояния России, а также развития экологического агропроизводства, но там сидят непробиваемые люди. У государства до этого почему-то руки не доходят.
— То есть может так случиться, что ресурсов вообще не останется?
— В прошлом году в Японии на конференции ООН констатировали, что исчезновение сортов и пород по своим темпам превышает исчезновение видов в дикой природе в сотни раз. Каждые 6 часов на Земле исчезает один сорт растения, каждые полгода — одна порода. Такими темпами мы активно идем к закату человеческой цивилизации. Индустриальное сельское хозяйство ориентировано на работу с моносортами и монопородами, им удобно производить продукцию по стандартным, малозатратным технологиям и выпускать сырье для производства пищи, не думая о качестве и безопасности. Во ВНИИ семеноводства и селекции овощных культур РАСХН мне рассказывали, что рынок все время просит семена культур, которые отвечают интересам торгующих организаций. Например, по сортам перца требуется плод квадратной формы, который легче запихнуть в тару. Специалисты пребывают в шоке — бизнес не понимает, что такие сорта не несут полезной нагрузки, которую имеют отечественные культуры перцев. Семена русских сортов практически никто не покупает! Мелкофермерские хозяйства и частники — да, но глобальные индустриальные агрохолдинги — нет. Агробиоразнообразие в нашей стране может просто рухнуть.
— Какое отрицательное воздействие на здоровье человека имеет употребление ГМ-продуктов? И занимаются ли этим вопросом институты в России?
— Все мы стали жертвами эксперимента, который идет уже 20 лет. Его результаты для человека никем не отслеживаются! И безопасность употребления ГМО в пищу никем не доказана. Известны результаты экспериментов на животных, которые проводили и в России, и в других странах. Эксперимент на хомяках, который мы проводили с коллегами из Института проблем экологии и эволюции РАН, показал, как кормосодержащие ГМ-организмы влияют на половую систему, желудочно-кишечный тракт, печень, даже изменяется формула крови. Для проверки биобезопасности ГМО наше государство, к сожалению, денег на эксперименты не выделяет. В России на сегодня общественное мнение склоняется к тому, что надо вводить временный мораторий на ГМО до полного доказательства безопасности каждой из разрешенных к использованию в нашей пищевой промышленности растительных культур. Это 5 представителей растительного мира — рис, картофель, соя, кукуруза и свекла, и еще 5 линий микроорганизмов для пивной промышленности. Всего же в мире создано около 1500 ГМ-организмов. Основными патентодержатели — транснациональные компании США.
— В колбасы добавляется в основном импортная соя?
— Да. По данным общественных организаций ГМ-соя обнаруживается в 30% проверенных продуктов. По данным же Роспотребнадзора — в 0,17%. Госструктура проводит свои проверки редко и, более того, обязана предупредить проверяемую сторону о своем визите заранее. Выводы делайте сами. Настоящая беда — с кормами для сельхозживотных, которые, согласно нашим проверкам, порой полностью состоят из ГМО. Это удар по нашему поголовью скота. Эксперименты показали, что кормление животных таким кормом приводит к падению числа детенышей в помете. При этом соотношение полов меняется, девочек рождается больше, идут разные генетические нарушения. В эксперименте с хомяками нам не удалось получить третьего поколения...
— Какие страны производят ГМО?
— Главные страны — Аргентина, США, Канада и Бразилия. В Европе многие страны объявили себя зонами, свободными от ГМО: Греция, Швейцария, Австрия, Польша, Перу, некоторые регионы Италии, Германии, Португалия... Во Франции очень жесткое отношение к ГМО. Когда Саркози получил результаты исследования ГМ-кукурузы на крысах, тут же ввел мораторий на ее использование. Африка — жесткий противник ГМ, они даже гуманитарную помощь не берут от Америки, говорят: мы не настолько голодны.
— СМИ говорят, какие у нас опасные продукты. Это чтобы нас напугать?
— Если вы пугливый человек, вы испугаетесь. А если у вас есть чувство самосохранения — будете осторожно подходить к выбору продуктов. В связи с отменой многих контролирующих органов, торговой, хлебной инспекций, отменой обязательной сертификации, качество и безопасность продуктов падают, производителям развязывают руки. Думаю, существует связь между пищевыми и фармацевтическими концернами. Появляется новый продукт питания — и вслед за ним выходит препарат, который снимает отрицательные эффекты от этого продукта. Так, глютамат натрия есть почти во всем фастфуде — он отрицательно влияет на детей: при постоянном его употреблении появляются гиперактивные дети. Тут же фармацевты придумали препарат, снимающий такую активность, но дети, его принимающие, склонны к суициду... А вот пример из области генетики. В Англии был проведен эксперимент на близнецах. Было взято несколько сот пар близнецов. И в этих семьях попросили родителей кормить детей раздельно: одного — тем, что продается в магазинах (пищей быстрого приготовления, чипсами, колой и др.), а другого — экологически чистой едой. Через неделю уже был заметен эффект. Один стал грубым, скандальным, неаккуратным, плохо учился, старался обмануть родителей. А тот, кто ел натуральные продукты, — стал послушным, аккуратным, спал хорошо, много шутил. Вот яркий пример того, как пища влияет на наше состояние и поведение.
— Где вы сами покупаете продукты?
— На рынке у проверенных людей. Я узнавал, где люди живут, иногда ловил их на лжи. Спрашивал: вы откуда? Из какого района? А из какого села? Они терялись.
— Чтобы узнать историю продукта?
— Да. На Западе из этикетки можно узнать, от какой коровы продукт произведен, ее кличку. В Японии стоят аппараты, по которым можно узнать всю эту цепочку. А мы к этому только идем. Но не знаю, придем ли.
— Есть ли портативные приборы для проверки продуктов на нитраты, ГМО?
— Бытовые приборы для проверки овощей на нитраты есть. А экспресс-анализа на ГМО не существует. Но наши ученые из Института физиологии растений РАН и Института молекулярной биологии РАН работают над созданием чипов, которые позволят сделать такой анализ быстрым. Тогда, возможно, появятся и бытовые приборы для исследования продукции на ГМО.
— Какие пищевые продукты могут быть ГМ и можно ли их отличить на глазок?
— На глазок нельзя. Могу только сказать, что удивительным образом на ГМ-овощи и фрукты не садятся мушки дрозофилы, пчелки, осы — это такой своеобразный биологический тест. ГМ-содержащими продуктами в наших магазинах могут быть: колбасы, паштеты, пельмени, соусы, шоколад, кондитерские изделия, полуфабрикаты, детские творожки, кефир, даже пиво и многие другие продукты.
— Можно ли употреблять сою или лучше воздержаться от этого продукта?
— Можно, но в умеренных количествах. Это растение не для европеоидов, оно происходит из Юго-Восточной Азии. В процессе эволюции монголоиды приспособились к перевариванию бобов сои. Но мы с вами не способны в полной мере переварить этот природный продукт. Некоторые белки сои блокируют выработку определенных ферментов поджелудочной железы, и мы не в полной мере перевариваем пищу, из-за чего наш организм зашлачивается. А еще соя содержит фитогормон — аналог женского гормона. Употребление этого продукта в больших количествах провоцирует ускоренное созревание у девочек, а у мальчиков, наоборот, его тормозит. При исследовании детей московской популяции выяснилось, что в возрастной группе