Минобрнауки уже давно и не слишком успешно пытается создать новую концепцию физкультуры в школе. Но пока не получается изменить уроки так, чтобы дети не бродили уныло по стадиону вместо бодрого забега на сто метров. Да и сами педагоги не всегда способны подать пример.
Непонятно, в частности, и чем бадминтон лучше других видов спорта, например, того же футбола или волейбола. Для них, по крайней мере, не нужно закупать новые материалы и создавать очереди для желающих поиграть. Самый простой набор для бадминтона стоит около 200 рублей, на один класс нужно минимум пять-десять комплектов. Но сетки рвутся часто, воланы теряются постоянно, и этих запасов хватит очень ненадолго.
— Бадминтон — очень гармонично развивающий вид спорта. Он прекрасно укрепляет общий мышечный корсет. Хорошо развивает верхний плечевой пояс. Разумеется, ловкость и реакция — отличительные качества любого бадминтониста, — описывает прелести нового для школьников вида спорта глава Национальной федерации бадминтона Сергей Шахрай. — Но у бадминтона есть и свои уникальные особенности — он прекрасно восстанавливает и развивает зрение. Это происходит благодаря высокой скорости волана, за которым следят глаза во время игры. Для школы это свойство будет очень полезным — не секрет, что среди дошкольников более 5% ребят с проблемами зрения, а у выпускников уже около 30%. С этим надо бороться, и бадминтон в этом реально может помочь. Московский НИИ глазных болезней им. Гельмгольца, возглавляемый главным офтальмологом России В. В. Нероевым, научно подтвердил такое благотворное влияние бадминтона на зрение.
По словами главы федерации, существующие школьные залы абсолютно пригодны для занятий бадминтоном. Оборудование заключается по сути только в разметке, которую с помощью малярного скотча и краски можно сделать за час-два. В обычном спортзале получается 4 бадминтонные площадки, то есть одновременно могут играть до 16 человек.
— Важно правильно организовать эти уроки, — говорит Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО. — Прежде всего, необходимо понять, как включить бадминтон в концепцию уроков физкультуры. Если играть будут четверо детей, а остальные в это время просто сидеть, то пользы никакой не будет. Но если бадминтон будет частью физкультурной паузы между уроками и играть в него будут на специальной площадке, то он будет полезен, как и любая другая динамическая нагрузка.
Динамическую паузу решили устроить себе и корреспонденты «МК». Поиграть в бадминтон в президентских условиях у нас, конечно, не получилось, но вот размяться с ракетками на Красной площади — запросто.
Играть в историческом центре столицы оказалось непросто. Воланчик то и дело сносило ветром, за ним приходилось бегать чуть ли не после каждой подачи. И как бедные школьники будут играть, если их отправят с ракетками на стадион? А если учесть расход воланов, которые постоянно теряются, ломаются и улетают в неведомые дали, то школе придется серьезно пересмотреть свой бюджет.
— Мама, смотри, тети в бадминтон играют! — маленький мальчик радостно дергал за рукав родительницу. Иностранные туристы смотрели на нас снисходительно: чего эти сумасшедшие только не придумают!.. А вот стражи порядка отнеслись к мини-турниру более сурово.
— Езжайте к себе на дачу и играйте там! — устало велел полицейский, но давать письменное разрешение на внеочередной отгул отказался. Обратил на нас свое внимание и сотрудник ФСО. В отличие от полицейского ему не нужно было весь день париться в форменной одежде, и настроен он был несколько более миролюбиво — строго посмотрел и предложил закруглиться. Что мы и сделали: все-таки Красная площадь гораздо хуже школьных стадионов приспособлена для игры в бадминтон.