— Что вы, ничего не изменилось! — возмущаются сотрудники Боткинской больницы. — У нас очень душно. Особенно в новом корпусе, который рассчитан почти на 900 мест. Его строили по турецкому проекту, но там вентиляция совсем не продумана. Прошлым летом этот корпус даже закрывали на прием пациентов — не дай бог, чтобы этим летом жара повторилась…
В городской психиатрической больнице № 13 — та же ситуация. Уже сейчас там невыносимо душно.
— Нам обещали вентиляторы, мы даже ездили, что-то выбирали, но потом все заглохло, — наперебой рассказывают сотрудники этого медучреждения. — Сейчас вот такая духота, что мы распахиваем двери, стулья подставляем, чтобы не закрывались. Но это все на свой страх и риск — ведь пациенты у нас особенные, и поэтому по правилам безопасности все двери у нас должны быть закрыты. Однако это невыносимо — сидеть в нашей духоте!
Психиатрическим пациентам, как выяснилось, кондиционеры в палатах не положены — официально это объясняют тем, что многие из них не чувствуют, насколько им жарко или холодно, и могут банально простудиться. К тому же сплит-системы — дополнительный раздражающий фактор и повод для ссор…
Также заботой о самочувствии пациентов объясняют отсутствие кондиционеров и в детской больнице № 9 им. Сперанского:
— У нас кондиционеры стоят в операционных, в процедурных, — рассказывают сотрудники больницы. — Но детям в палатах их ставить не рекомендуется: ребята могут простудиться.
По той же причине нет кондиционеров и в роддоме № 15 — не положено. Зато, говорят медсестры, они выдают пациенткам вентиляторы. А вот в 72-м роддоме нет ничего “жаропонижающего”:
— Роженицам у нас разрешают приносить вентиляторы из дома, а все остальные переживают духоту как могут, — вздыхают сотрудники роддома. — У кого есть возможность открыть окно — открывают, а остальные — просто открывают… рот. После прошлогоднего смога обещали решить эту проблему, но к этому лету уже все забылось.
Такая же ситуация и во многих других медучреждениях, например, в горбольницах № 17, № 57 и № 53. Если есть возможность, больные и медперсонал спасаются только на первых этажах старых корпусов, где сквозняк и прохлада.
— У нас в отделениях кондиционеры есть, но они не очень-то помогают, — говорят в службе информации горбольницы № 49. — Все спускаются к нам, на первый этаж. Обычно здесь очень холодно, как в склепе. Круглый год не знаем, как согреться, а сейчас как раз ничего, терпимо. Все к нам приходят и радуются.
Получается, за прошедший год в наших больницах практически ничего не изменилось, только кое-где появились вентиляторы. Неужели опять поговорили и забыли? Или денег на такую мелочь, как борьба с духотой, жалко?
— Нет, деньги на это выделяются, кое-где уже проходят тендеры на переоборудование вентиляции больниц, но сделать это технически очень сложно, а кое-где и просто нереально, — сказал главный инженер больницы № 57 Виктор Сенин. — Хорошее кондиционирование — это, можно сказать, настоящий капремонт. А некоторые медучреждения, как, например, 1-я Градская, являются памятниками архитектуры — нужно очень много бумаг, разрешений собрать, потом сделать серьезное обследование здания, продумать проект. Другие типовые здания, особенно построенные до 1957 года, тоже очень сложно переоборудовать. Да и большинству больниц просто не хватает мощностей для подключения кондиционеров. В таком случае мы стоим перед выбором, что подключить — новое медоборудование или кондиционер?
Поэтому, по словам Виктора Сергеевича, дышать прохладой пациенты большинства московских больниц смогут не раньше, чем через год-два.
Светлана Плешакова
А КАК У НИХ?
— В Израиле считают, что кондиционеры в больницах должны стоять обязательно, — сказал “МК” Марк КАЦЕНЕЛЬСОН, директор одной из ведущих израильских медицинских компаний. — И прежде всего потому, что охлаждение воздуха способствует уменьшению количества бактерий. Ведь при определенной температуре бактерии размножаются намного меньше, чем при жаре. Другой плюс кондиционеров в жару — это то, что больные при температуре 23–24 градуса чувствуют себя намного комфортней, меньше устают, менее раздражительны. Такая температура поддерживается во всех израильских больницах: в коридорах, в залах ожиданий, в обычных терапевтических палатах и в кабинетах врачей. И в этих помещениях используется обычная система кондиционирования, без каких-либо особенных фильтров. При этом в наших больницах уровень бактерий в воздухе не превышает уровня в странах, где медицина считается очень развитой.
Но не стоит забывать, что подобный результат достигается прежде всего за счет регулярного технического обслуживания, чистки фильтров и постоянного контроля за работой систем кондиционирования. В израильских больницах устанавливают сразу несколько систем одновременно: центральное кондиционирование, кондиционирование в закрытом цикле и обычные кондиционеры, когда одна часть стоит снаружи, а другая — внутри помещения. Все они используются в зависимости от специфики отделений и потребностей врачей. Так, в отделении гематоонкологии, операционных и интенсивной терапии находятся исключительно специальные системы кондиционирования, работающие в закрытом цикле. В них предусмотрено до четырех фильтров разных степеней очистки.
Александр Розензафт