— Сразу хочу сказать, что конца света не будет, — с ходу огорошил меня Даниил. — Можете так и написать.
— Как же не будет? А ваши бункеры тогда для чего?
— Поймите правильно, мы никого не хотим запугивать каким-то там 2012 годом или прочими концами света. У нас серьезные заказчики — уверенные в себе, обеспеченные люди, и вешать им лапшу про конец света просто глупо. (Некоторые, конечно, думают об апокалипсисе, но скорее в таком ключе: “Раз деньги есть, почему бы не подготовиться”. ) Лично я сам искренне не верю в то, что может нечто подобное и всеубивающее произойти, а уж тем более в какую-то там предсказанную дату. Не было ни разу конца света, и любой катаклизм — проходящий. Главное — пережить пиковую стадию. При любой катастрофе погибают всегда максимально незащищенные существа. И если человек, самый разумный обитатель нашей планеты, предпримет меры защиты — запасется едой, защитными средствами, оружием, топливом или сделает себе надежное убежище, то его эта участь может избежать.
Наши бункеры не рассчитаны на какие-то суперразрушительные катастрофы. Да и вряд ли, я думаю, можно построить такое сооружение, которое бы выдержало глобальные потопы, падение гигантского метеорита и прочие страшные невзгоды, которые пророчат сейчас некоторые ученые. А вот война за ресурсы — вполне возможный вариант дальнейшего развития мировых событий. И до чего дойдет — до ядерных боеголовок, химических бомб, бактериологического оружия, — никто не знает. Возможны еще и крупные техногенные катастрофы.
— Например, от такой аварии, как на “Фукусиме”, можно в бункере укрыться?
— Да. От любой радиации он надежно укроет. Не мы эти бункеры придумали. Их разработали еще в 70-е годы советские инженеры для массовой защиты большого количества людей (минимальное бомбоубежище было рассчитано на 150 человек). И основные системы жизнеобеспечения, которые мы сегодня применяем, прописаны еще в тех старых СНиПах. Все, что мы сделали, смогли адаптировать их для маленького объекта в 35 квадратных метров и полностью автоматизировали убежище. Оно оснащено контроллером, который с помощью датчиков постоянно мониторит состояние окружающей среды. И если в воздухе будет зафиксирована какая-либо опасность, то все системы запустятся автоматически и оповестят об этом своего хозяина с помощью СМС, звонка или сирены. Человеку останется только добраться до убежища и спрятаться. Там будет уже чистая зона.
Но по-прежнему, как и в 60-х годах, бункер способен выдержать удар небольшой ядерной боеголовки (как на американских крылатых ракетах). Понятно, что если царь-бомбу бросят, то не останется ни убежища, ни всего, что вокруг него.
— А что это за царь-бомба?
— Разве вы не слышали, что когда-то велись разработки 50–100-мегатонных ядерных бомб. И хотя последнии не испытывали, но физически они существовали и, возможно, существуют до сих пор.
— Господи, откуда вы все это знаете?
— Как откуда?! Мы же профессионалы и занимаемся такими вопросами.
— То есть вы считаете, что ядерная война все же возможна?
— Вполне. Есть ряд серьезных военных аналитиков, которые считают, что война за ресурсы — это лишь дело времени.
— Сколько лет ваши бункеры способны находиться в боевой готовности?
— Сколько угодно, главное — регулярно обновлять запасы продуктов и каждые пять лет менять воздушные фильтры. Также можно усовершенствовать бункер. Например, снабдить его системами регенерации воздуха — это как на подводных лодках, — на случай если на поверхности совсем не будет кислорода.
— Еще можно, как на космических кораблях, поставить систему сбора влаги, кожного эпителия и волос…
— Леша, — обращается Данила к своему коллеге, — нам тут предлагают еще и кожный эпителий собирать.
— Ну а что, можно, — смеется Алексей. — Там же все герметично в бункере, может, это будет и не лишним. Мы подумаем об этом.
— Скорее всего такие системы не пригодятся, — возвращается к беседе со мной Данила. — Это же не космос, где все летает. Здесь можно и простым пылесосом пройтись. Да и вряд ли придется сидеть в бункере 10 лет (хотя многие заказчики обращались к нам с просьбой сделать запасы именно на года). Зачем? Не надо там жить. Подразумевается при самом плохом варианте — жесткая катастрофа. Или, как говорят выживальщики, — БП (дабы не использовать ненормативную лексику, расшифруем это как “большая проблема”). Она имеет две стадии. Первая — пиковая фаза, которая несет максимальное количество разрушений и человеческих жертв, основная задача бункера — выдержать это. Вторая — стадия восстановления. Анархия, когда могут пристрелить за бутылку воды, когда нет топлива, электричества и прочее. Вопрос выживания в такой ситуации решается запасами: нужны продукты, патроны, вода, топливо и т. д. Вторая фаза может продлиться от нескольких дней до нескольких месяцев. Вот это все и надо переждать, отсидеться, а потом уходить. Никто никогда не будет жить в таких условиях, что нельзя подняться на улицу, подышать воздухом. Все равно на планете будет такое место, куда можно уехать. Голливудский вариант — прятаться под землей годами — не прокатит в реальной жизни. Да и потом в зоне глобального поражения все равно никто навсегда оставаться не захочет.
— Ну тогда нужен еще и бронетранспортер какой-нибудь?
— Да, мы заказчикам предлагаем запастись и транспортом — если не БТРом, то хотя бы серьезным внедорожником.
— А если ничего подобного не случится, получается, что деньги на бункер были потрачены зря?!
— Почему же зря. Его и в мирное время можно эффективно использовать. Например, как паник-room. Заказчики наши все солидные люди, живут в охраняемых коттеджных поселках. Однако нападения и ограбления все же там случаются с завидной периодичностью. Имея такой вот бункер, можно легко спрятать всю семью. И никто их оттуда не вытащит: преступники могут кидать гранаты в вентиляцию, могут травить любыми газами, поджигать. Все что угодно! Люди, находящиеся в бункере, останутся живы и здоровы.
— Средства связи с внешним миром там есть?
— Безусловно! Причем по нескольким каналам — и оптоволокно, и специальная рация, и тревожная кнопка. Кроме того, в отсутствие хозяев такой бункер — прекрасный сейф. Входные двери оснащены биометрическими датчиками, читающими сетчатку глаза и отпечатки пальцев. То есть попасть в убежище может только сам хозяин. Кстати, некоторые наши клиенты используют такие подземные убежища и как защищенные от прослушивания переговорные — место, где можно абсолютно безопасно поговорить обо всем.
— А если, как в блокбастерах, хозяину отрежут палец и воспользуются им для входа внутрь?
— Не волнуйтесь, современная аппаратура способна отличить живой палец от мертвого. И заказчики это знают и по нашей рекомендации предупреждают об этом всех гостей своего бункера. Конечно, в основном существование такого убежища люди держат в секрете. Но некоторым очень уж хочется похвалиться перед друзьями, соседями или деловыми партнерами. Мы всегда говорим: хвалитесь. Только не забудьте предупредить, что все системы жизнедеятельности можете запустить только вы сами. Чтобы не было соблазнов. Ведь когда наступит БП, даже близкий друг или сосед, с которым вы многие годы играли в теннис, возьмет ружье, убьет вас и всю вашу семью, а сам спрячется в вашем бункере.
— Как же вам удается построить такое сооружение втайне от всех?
— Только 4 человека знают, что за объект строится. Для простых рабочих мы готовим подложный план, и они до последнего думают, что делают просто подвал или погреб. Когда они уходят с объекта, приезжают наши монтажники и производят установку всего защитного оборудования. Всего строительство занимает 2–3 месяца.
— И стоит…
— Базовый бункер (проект “Альфа” площадью 35 квадратных метров и вместимостью 4–6 человек) около четырех миллионов рублей. Индивидуальные проекты рассчитываются, естественно, индивидуально.
— Конкуренты у вас есть?
— По большому счету — нет. Наша компания специализируется на проектировании и строительстве защитных сооружений гражданской обороны, как коллективных, так и частных. Все, кто предлагает в России подобные услуги, в любом случае обращаются за помощью к нам. Потому что, кроме нашей организации, вряд ли у кого-то есть опыт проектирования и строительства подобных объектов.
— А за границей?
— Сравнивать наши технологии гражданской обороны и зарубежные — все равно что “Мерседес” и “Жигули”. И в этом случае наше российское — это “Мерседес”. Потому что все оборудование для подобных бункеров выпускается в России на нескольких серьезных государственных заводах. Где заказчики в основном гос- и военные структуры. А у них там за границей много частных фирм, которые работают на широкий рынок частных потребителей. И качество, соответственно, ширпотребное. У нас же что в бункере президента, что в частных, которые мы строим, одно и то же оборудование применяется. То есть все по высшему разряду.
— Сколько бункеров вы уже построили?
— 14, и еще 2 в разработке. Строили в Московской и Ленинградской областях, в Западной Сибири и на Украине. Открою вам секрет: сейчас мы занялись строительством объекта коллективного выживания. Называется он “Алтай-12”. Выглядеть будет это следующим образом: небольшой поселочек, маленькие таун-хаусы в красивом месте в горах Алтая. Все в виде обычной турбазы. Но под каждым домиком еще и подземный бункер, объединенный с другими общей инфраструктурой. В мирное время можно приезжать туда с семьей отдыхать, кататься на байках, сплавляться по рекам и даже сдавать в аренду надземную часть, естественно, держа в тайне существование подземного убежища. Но в случае возникновения глобальной чрезвычайной ситуации там можно будет укрыться. Причем все системы жизнеобеспечения и запасы еды будут общие. Но отбор людей, желающих купить объект в “Алтае-12”, будет очень жестким. По большому счету, попадут туда только люди, обладающие специальными навыками: выживальщики, врачи, инженеры, бывшие военные… Это будет такой клуб по интересам — случайных людей там не будет. Причем для нас этот проект абсолютно не коммерческий. Фактически участники получат все по себестоимости (примерно 300 тысяч рублей на человека, да еще мы и об ипотеке с банком договорились).
— То есть вы, Данила, собрались построить современный Ноев ковчег. И когда объект будет сдан?
— В ближайшее время. Некоторые “жильцы” очень хотят успеть к 2012 году.
ГОТОВЫ ЛИ ВЫ К ЧС?
Экспресс-тест от Данилы Андреева (с правильными ответами)
Как вы планируете получать информацию в случае отключения электроэнергии?
Ответ: Аналоговый радиоприемник на батарейках. Хранить его желательно в закрытом металлическом футляре, отдельно от батареек.
Как можно будет связаться со своими близкими в случае отключения мобильной/городской связи?
Ответ: Комплект портативных раций. Одна из которых должна находиться у вас дома, другая — рядом с вами (в офисе, автомобиле).
Знаете ли вы адреса нахождения защитных сооружений в районе вашего проживания (работы)?
Справочная ГО ЧС вашего района. Подробная информация на сайте МЧС РФ:
http://www.mchs.gov.ru/mchs/activities/? SECTION_ID=435
Как быстро выяснить уровень радиоактивного заражения местности в районе вашего местонахождения, определить безопасность употребления воды и продуктов питания?
Ответ: Индивидуальный дозиметр. Этот прибор также может пригодиться в быту в “мирное время”.
Какую максимальную сумму вы готовы заплатить* за индивидуальную аптечку АИ-2 в случае, когда заражение местности уже произошло, и где в случае ЧС вы ее планируете приобрести? (Ее реальная стоимость 230 руб. )
Ответ: Возможно, день, когда вы, не задумываясь, поменяете свой автомобиль на аптечку АИ-2 или противогаз, никогда и не наступит, но куда разумнее приобрести все необходимое сегодня, чтобы завтра быть готовым к любым “сюрпризам” нашего нестабильного времени.