В 1995 году в Туле буквально за одну неделю в две местные больницы были госпитализированы 30 маленьких детей с диагнозом “острая почечная недостаточность”. Всем им было не больше двух лет. Возможно, этот случай мог остаться без внимания, если бы врачи стационаров не обменивались между собой информацией. Выяснив, что дело пахнет эпидемией, специалисты решились вызвать подмогу из Москвы. Их версия о том, что дети отравились тяжелыми металлами, не находила подтверждения. Разбираться со странной вспышкой выехал профессор, доктор медицинских наук, заведующий лабораторией эпидемиологии кишечных инфекций ЦНИИ эпидемиологии в Москве Юрий Солодовников.
— Изучив симптомы, я сразу поставил диагноз, — рассказывает Юрий Павлович, который сейчас является главным научным сотрудником НИИ. — Воспаление кишечника с кровотечением и острую почечную недостаточность могла вызвать только энтерогеморрагическая палочка Е. Сoli 0157: H7. Правда, в России с этим заболеванием были знакомы плохо в отличие от США и Канады. В постановке диагноза мне помог опыт. Однажды в командировке в Индии мне довелось столкнуться с подобным клиническим случаем. Кроме того, я прочитал много литературы об Escherichia coli и был точно уверен в своем диагнозе. А через несколько месяцев его удалось подтвердить лабораторным путем, изучив анализ кала. Хотя тогда толком не был разработан метод по выявлению подобных штаммов.
Несмотря на все усилия врачей, трех тульских малышей спасти так и не удалось. Действие бактерии настолько сильно, что ни гемодиализ — подключение к аппарату искусственной почки, ни растворы, выводящие токсин, не спасли самых слабых малышей. Расследуя причины случившегося, Солодовников выяснил, что в стационары попали дети только из обеспеченных семей. Родители кормили их яблочным и абрикосовым пюре от украинского производителя, которые покупали в местном магазине детского питания “Малыш”. Как выяснилось, малыши отравились именно им. При этом дети, которые питались пюре домашнего приготовления, не пострадали.
Симптомы, которые наблюдаются сейчас у жертв овощной эпидемии в Европе, один в один схожи с теми, что видел Юрий Солодовников в Туле. И сейчас речь идет о том же сильном токсине, который, возможно, является результатом генетической мутации кишечных палочек в природе.
— Нужно ответить себе лишь на один вопрос: какие кишечные инфекции способны убивать взрослых людей? — говорит Юрий Павлович. — Это может быть холера, дизентерия Григорьева — Шиги и энтерогеморрагическая палочка. Но при холере нет повышения температуры, гемоколита и острой почечной недостаточности. При дизентерии, напротив, эти симптомы присутствуют, однако ее научились так хорошо диагностировать, что от европейцев можно было ожидать быстрой постановки правильного диагноза. Остается энтерогеморрагическая кишечная палочка, которая скорее всего в результате мутации с шигеллами (бактериями) дизентерии Григорьева — Шиги приобрела ген, способный вырабатывать так называемый шигатоксин. Очень опасный и сильный токсин, который вызывает гемоколит (кровотечения в кишечнике) и почечную недостаточность.
В нашей стране диагностика этого заболевания пока еще на низком уровне. Но в ЦНИИ эпидемиологии в ближайшие дни должны доставить из Германии выделенный у больных штамм, который попадет в лабораторию молекулярной диагностики и эпидемиологии кишечных инфекций. По словам руководителя лаборатории Александра Подколзина, изучать этот штамм не потребуется. Задачей отечественных ученых станет оценка опасности этого штамма. Заодно эксперты продумают, как не допустить болезнь на территорию России. Самый оптимальный выход — это полностью отказаться от зарубежных овощей и фруктов. А если и приобретать их, очень тщательно мыть перед употреблением.