“Арктика — это смесь восторга и ужаса!”

Первой в мире на яхте северную область обогнула девушка из Петербурга

Этим летом из Петербурга стартует самая северная в мире регата — от Архангельска до норвежского Тромсё. Среди участников — экипаж легендарной яхты “Петр I”. В 2010 году, выйдя из Петербурга, эта парусная яхта установила мировой рекорд, обойдя Арктику за один сезон без помощи ледокола. Плавание продолжалось 156 дней, яхта прошла 13 500 морских миль, часть из которых — в тяжелых ледовых условиях. В экипаже были молодые ребята не старше 26 лет, в том числе девушка — старший помощник капитана Елена Соловьева. Подробно о своем, ставшем уже легендарным путешествии она рассказала корреспонденту “МК” в Питере”.

Первой в мире на яхте северную область обогнула девушка из Петербурга

Такое приключение — раз в жизни

— Елена, когда тебе предложили отправиться в Арктику, ты сразу согласилась?

— До какого-то момента в возможность подобного путешествия просто не веришь, а потом уже деваться некуда. У меня не раз были мысли отказаться, поскольку очень тяжелый предстоял маршрут, но если бы ребята прошли его без меня, то я себе никогда бы этого не простила. Только раз в жизни такое приключение бывает.

— А зачем тебе это было нужно?

— Тут своего рода зависимость. Когда в мае с Финского начинают доноситься запахи моря, меня даже немножко потряхивает от желания спуститься на воду. Вышли в море, отдали швартовы — все, я забыла все свои проблемы. Работы, дома, учебы — ничего больше не существует. И ты получаешь в кровь разное количество адреналина в зависимости от погоды. Мы только из Мурманска вышли, как попали в шторм. До этого мы все ходили по Балтике, никто — через океан. А тут ветер 15 метров в секунду и волна 3 метра. Шок! Меня подкидывало на койке, я не понимала, что происходит. Потом, когда возвращались в Петербург, дуло вообще 35 метров в секунду. В Атлантике были 8-метровые волны. Смесь восторга и ужаса.

— Случались в походе ЧП?

— У нас как-то солярка из бака потекла в трюмы. Выкачивать за борт нельзя, вот все 6 часов вахты с ведром, по колено в солярке, канистрами вычерпывали ее и в бочку сливали. А в другой раз, когда капитан сходил на одной полярной станции, то получил токсическое отравление парами солярки из оставленных там полусгнивших баков. Температура у него была 40, не знали, что с ним делать. Нас по телефону консультировал человек из “скорой помощи”.

Еще наши старые паруса (им 18 лет было на тот момент) рвались постоянно. Мы их спускали в салон и зашивали вручную. С двигателем было много проблем. Когда в Питер вернулись, у нас остался только один большой парус, остальные превратились в лохмотья. Еще бывало, что на две недели застревали во льдах. Потом с середины августа начались сумерки после полярного дня. Сложно в таких условиях оценивать расстояние до льда. Однажды едва увернулись. Скорость 7 узлов (14 километров в час) — это для машины мало, а для яхты — достаточно. Но самое жуткое воспоминание — пролив Ланкастер. Темнота, волны и айсберги, которых даже на радаре не видно. Я вела яхту фактически вслепую.

Помощник капитана Елена Соловьева.

Каждый день — это борьба. Иногда сдавали нервы. Мы шли из России, проходили Аляску: встречный ветер и неприятное сильное течение — такое ощущение, будто ты бьешься о каменную стенку. Идешь хорошим курсом, но тебя постоянно сносит.

Еще мы погнули перо руля и 400 миль шли на аварийном управлении. Так добрались до Тикси (порт в Якутии), а затем и до Певека (порт на Чукотке), где нам очень помогли с ремонтом. Подняли яхту на бортовом кране, все разобрали и собрали. Никто в Питере поверить не может, что такие сумасшедшие ремонты возможны за 2 дня.

— Люди там, вероятно, особенные.

— Да, закаленные Севером.

— Расскажи, как вас встречали во время путешествия?

— Очень хорошо везде. Север немножко стирает границы национальностей. И русские, и жители Аляски и Канады в тех местах живут замкнуто. Увидеть яхту для них новость. Они говорят: “Вы сумасшедшие, куда вы идете? “А мы им: “Слушайте, мы идем на полгода, а вы здесь живете! “И эти люди в Певеке, которые мне рассказывали про ветер, дующий с силой 50 метров в секунду, сносящий с ног, про белых медведей в городе, объясняют, что мы не в своем уме. (Смеется. ) Правда, в России все считали своим долгом нам помочь, в Певеке и Тикси бесплатно дали солярку и бензин, а в Канаде и на Аляске тоже было отношение хорошее, но все — за деньги.

— Вы останавливались на полярных станциях. Какая там обстановка?

— В бухте Солнечная на острове Большевик целый квадратный километр просто завален отходами, настоящая помойка. Наша задача — привлечь к этому внимание. А в Канаде в поселении на 4 тысячи человек свой мусороперерабатывающий завод, и они используют саморазлагающиеся полиэтиленовые пакеты.

Льдины расталкивали палками

— В Арктике, должно быть, очень холодно?

— Там так холодно не было, как в Питере! В основном около пяти градусов тепла. А в Тикси вообще 17, это для них лето. Я была в экипировке для альпинистов, не мерзла почти.

— А как вы сквозь льды проходили?

— У нас были 6-метровые бамбуковые палки, которыми мы лед расталкивали. Я почти две недели провела на мачте, потому что с палубы не видно было, куда идти. Сверху видно, как двигается лед. 3 узла (6 километров в час) для таких штук весом в тонну — очень много. Льдины, как люди в метрополитене, кишат. И через это нужно пробираться. Можешь проснуться, а лед тебя обступает со всех сторон, нужно в другое место перешвартовываться. Все время в напряжении.

— Морская болезнь не мучила?

— Я еще не нашла ту волну, которая бы меня укачала. Хотя ребятам первое время было тяжело. А потом народ “прикачался”, и все в порядке было. В Балтике волна высокая и короткая, в Атлантике — высокая, но очень длинная: сто метров, может быть. Мы по ней съезжали, как по горке.

— Наверно, тебе уже все надоели с расспросами по поводу того, что ты одна женщина на яхте?

— Я — офицер, правая рука капитана. А всем этим дружеским отношениям — “мальчик — девочка”, “дружу — не дружу”, “обидел — не обидел” — не может быть места в таких походах. Я могу иногда что-то неприятное человеку сказать. Нет времени на разборки, жизни наши от этого зависят.

— По поводу семьи задумывалась?

— Будет возможность — будет семья. Честно говоря, иногда думаю, что очень хотела бы дом, ребенка. А потом понимаю, что жить без моря не смогу. Не очень пока себе представляю, как вот так взять и поменять образ жизни. Ведь очень тяжело человеку объяснить, почему ты не дома 24 часа в сутки. На себя-то времени не хватает, не то что на семью.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру