Танк для Михалкова

Жизнь режиссера все чаще напоминает его собственное кино

Если в фильме “Утомленные солнцем-2. Цитадель” комдив Котов вполне себе уверенно побеждает весь мир, то у его автора, Никиты Михалкова, борьба за четкое и неискаженное донесение до мира своих идей и убеждений еще в самом разгаре.

Жизнь режиссера все чаще напоминает его собственное кино

Напомним, что причиной нынешней ситуации стала просьба Михалкова об отставке из Общественного совета Минобороны. Решение явно далось непросто — ведь, кажется, еще вчера режиссер публично рассказывал в телеинтервью, какое удовольствие он получает от работы в Общественном совете при Минобороны, которая позволяет ему напрямую общаться с призывниками, обсуждая и по возможности решая их проблемы. Но, видимо, надежды Михалкова вырваться из представительской роли так и не оправдались. Как ни печально, но озвученные наконец режиссером явно выстраданные замечания к регламенту проведения парадов привлекли гораздо меньше внимания, чем чисто техническая деталь — у Михалкова больше не будет мигалки. Просто потому, что оставил должность. Абсурдно, но проблесковый маячок почему-то показался важнее настоящих вопросов, поднятых Михалковым. Стоит задуматься, каков реальный смысл в обсуждении — кто первый отказался от мигалки, или кто у кого ее первым отобрал? Короче говоря, война со всем миром, затеянная комдивом Котовым, то есть Никитой Сергеевичем, в фильме “Утомленные солнцем-2”, продолжается, но уже наяву.

В “Цитадели” есть один эпизод, которым режиссер, по собственным словам, особенно гордится. В нем герои Никиты Михалкова и Олега Меньшикова сразу после эмоционального выяснения отношений между собой с применением стрельбы становятся свидетелями любопытной сцены: пленные немцы пытаются вытолкать из разбитой снарядами и размытой дождями дорожной грязи автомобиль. Тот никак не поддается. На помощь пленным приходят охранявшие их наши солдаты. Теперь они толкают его вместе. Грузовичок не поддается. Солдаты и их пленные налегают плечом к плечу. Сзади, с боков, изо всех сил тащат его вперед, а он ни в какую — катится назад. Наконец, все так выбиваются из сил, что засыпают прямо под дождем, облокотившись на корпус, даже во сне продолжая по инерции бесплодные попытки освободиться от дорожной грязи, только глубже врывая в нее колеса.

Критики и почитатели Михалкова, что те измученные солдатики, из последних сил толкающие забуксовавший в грязи автомобиль. (Сравнение с этим эпизодом выглядит тем вернее, если вспомнить, что наблюдают за всеми этими мытарствами Котов и Митя как раз из окна номенклатурной машины, правда, принадлежащей не комдиву, а офицеру НКВД. ) Ни в используемых ими приемах, ни в аргументах “за” и “против” давно уже не видно принципиальной разницы. Кроме непосредственных выводов: кому-то совсем не мешает мигалка на автомобиле режиссера, а кому-то она жизни не дает.

Ладно бы только мигалка. По поводу Михалкова и его поступков сказано уже столько слов (в том числе и самим Михалковым), а авторы высказывания (в том числе и сам Михалков) так часто позволяли себе резкие выражения, что слова эти давно уже превратились если не в болото, то как раз в ту самую размытую дорогу из фильма, в которой намертво увяз уже не автомобиль, а здравый смысл. То есть понятно, что он есть — например, в словах Михалкова о том, что армия потеряла то значение, статус и уважение, которые она традиционно имела при любой власти. Но чтобы до него добраться, приходится разгребать все больше дорожной грязи.

Если что-то в этой спорной ситуации действительно может порадовать, так это хорошая бойцовская форма и самого Никиты Сергеевича, и его верность своим убеждениям. За блогеров, журналистов и уж тем более руководителей Министерства обороны можно не волноваться. А вот то, что Никита Сергеевич не теряет ни запала, ни патриотического задора, дает нам шанс увидеть в его исполнении штурм еще не одной цитадели. Шутка ли — накануне он даже позволил себе двусмысленное сравнение в адрес верховного главнокомандующего, приводя в пример все тот же неудачный парад на Красной площади, за ходом которого президент и премьер-министр наблюдали сидя: “Даже немощное Политбюро во главе с Брежневым стоя принимало парад”.

Из всего этого может получиться (да уже получается) блокбастер не меньшего масштаба, чем “Утомленные солнцем-2”. А в “Цитадели”, кроме описанного выше эпизода, достаточно ярких и метафоричных сцен, которые, конечно же, в переносном смысле, так же легко можно представить претворившимися в жизнь. Надо полагать, что грядущий показ 13-серийной телевизионной версии “Цитадели” позволит расставить все по своим местам, и сомнений в том, что режиссер всерьез болеет за патриотическое воспитание и армии и общества в целом, не останется вовсе.

Достаточно напомнить, что под конец главный герой пересаживается с номенклатурной машины на резвый танк. Такому ни по чем ни дождь ни слякоть. И никаких спецсигналов не надо, чтобы остальные уступили дорогу.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру