Семя Комаровского

Экс-мэр Вереи собирает картины по зернышку

Семечки тыквы и дыни, перегородки гранатов, старый горох, крупинки, скорлупки орехов, битые стекла — все то, что мы привыкли выкидывать, считая мусором, служит для создания произведений искусства. Многие годы свои картины по зернышку выкладывает бывший мэр Вереи, а ныне председатель городского совета депутатов, директор местного краеведческого музея Юрий Владимирович Комаровский.

Экс-мэр Вереи собирает картины по зернышку
фото: Юлия Гончарова

Вы хотите побывать в самом маленьком городе Московской области XXI века и самом большом городе Московской губернии начала XIX века? Тогда приезжайте в Верею. Только здесь вы можете почувствовать атмосферу уездного города XIX века — ведь он сохранил планировку, которую утвердила императрица Екатерина Великая. В Московской области только в Верее сохранились и восстановлены классические торговые ряды конца XVIII — начала XIX веков. Вы побываете на Верейском городище (или Верейском кремле), где был княжеский двор, печатались верейские деньги и, по старинной легенде, зарыт Алатырь-камень, который даст вам огромную подпитку энергией. Но главная городская достопримечательность, увидеть которую сюда приезжают специально туристы даже из других стран, — единственная в мире галерея картин из природных материалов. Здесь собрано около 100 уникальных работ.

— Этот музей начала создавать Зинаида Тимофеевна Коренева, — начинает экскурсию Комаровский. — Она работала учителем русского языка и литературы, вышла на пенсию и начала делать картины из семян. Последнюю выложила незадолго до смерти, когда ей уже было 92 года, а на 93-м году жизни продиктовала книгу “Как делать картины из семян”...

фото: Юлия Гончарова

А начиналось все с огромного желания делать что-нибудь для души. Самая первая композиция Зинаиды Тимофеевны до сих пор хранится в ее доме. Тогда, выйдя уже на пенсию, она пошла в лес, набрала желудей, натянула на картон кусок материи. Дочь Галина подсказала: “Мама, сделай солнышко”. Зинаида Тимофеевна начала экспериментировать: разрезала желуди пополам, наклеивала их на полотно, а там, где осталось место, изобразила разных зверюшек, человечка. Эту работу она показала на традиционной городской осенней выставке. И творение вызвало у всех посетителей неподдельный интерес.

Новый жанр декоративно-прикладного искусства, который придумала Коренева более 30 лет назад, она называла “композиции из семян”. Не зря ее картины разошлись по многим странам мира. Чувство прекрасного было настолько развито в художнице, что себя она просила запомнить молодой и показывать в галерее лишь свои послевоенные фотографии, снятые, когда она вместе с семьей поселилась на берегу Протвы, в Заречье, в бывшем доме купцов Беляевых. Когда-то здесь была мясная лавка, а теперь вот картинная галерея.
Юрий Комаровский — племянник Зинаиды Кореневой, продолжатель ее дела и трепетный хранитель памяти о ней.

Художница в своем творчестве достигла такого совершенства, что её работы вызывают удивление профессионалов и искусствоведов. Одну из своих работ художница подарила “Полю чудес” — и даже Якубович, много повидавший на своем веку, не смог поверить, что эта работа выполнена из семян. Собранные буквально по крупицам, ее “Цветы невянущие”, ангелы и храмы, павлины и птица счастья радуют людей и являются словно оберегом старинного дома.

фото: Юлия Гончарова

На две работы Кореневой — Рижский дворик и икону Богородицы — положили глаз сотрудники Третьяковки, хотели купить и положить в запасники. Комаровский не продал — считает, что картины должны видеть люди.

Надо сказать, что работы эти действительно удивительные. Вначале и не поймешь, что мозаика выложена не из камня, а из бобовых, — так и хочется войти на эту уютную улочку Риги. Икона же выложена из битого стекла. Каждый кусочек шлифовался вручную, подгонялся на свое место. Двух одинаковых стеклышек здесь нет. Выпало — новое уже не подберешь. Зато работа буквально светится изнутри. И не широкими мазками написаны цветы, а любовно выложены из настоящих лепестков. А еще это все хочется безумно потрогать, но нельзя.

— Все материалы очень хрупкие — только тронь, и картина осыплется, — предупреждает Комаровский. — Из-за этого их невозможно выставлять в других городах: работы не вынесут транспортировки. Мы пробовали. В Москве эти картины выставлялись только два раза — на ВВЦ в 2007 году и во Дворце культуры “Кузьминки” в 2006-м, потом пришлось реставрировать.

фото: Юлия Гончарова

Невозможно поверить, что все они созданы из обычных семян огурца, тыквы, арбуза, дыни, кукурузы, гороха, чечевицы, калины и различных круп. Иногда добавляются камни, стекло или металл. Материалы клеятся на ПВА, а основа — тоже все, что обычно отправляется на помойку. Вот рама от старинного зеркала — оно давно разбилось, и нетворческий человек бы отнес обломки на помойку. Зинаида Тимофеевна же выложила уже в готовой раме Кота в сапогах, а на месте подзеркальника притаились мышки. Подносы, картонки, основы от репродукций — в дело идет все.

Племянник совершенствует технику дальше. Если Коренева хранила зернышки в разных баночках, то у Комаровского все уже разложено по цветам и размерам в специальные ящики-контейнеры, в которых обычно мужчины хранят гайки да гвозди. Если Зинаида Тихоновна подкрашивала семена зеленкой, то Юрий Владимирович уже использует анилиновые краски, которыми обычно красят яйца на Пасху.

— Ой, у меня столько хобби, — признается Комаровский, — что работа иногда мешает. Я горжусь, что продолжаю работать в этой уникальной технике. Хотя мои работы менее сложные, но разнообразнее по материалам. Вот, например, физалис. Если его наполнить ватой и залить клеем, он сохраняет форму, и картина получается объемной. Люблю делать картины яркие, декоративные. Иногда использую какие-нибудь редкие семена, названия которых даже не знаю, ребрышки от коробочек хлопка, наборы саше.

фото: Юлия Гончарова

Члены этой семьи — люди все увлеченные и талантливые. В галерее в одном из залов представлено творчество дочери Кореневой — Галины Сергеевны. Она с детства увлекалась рисованием, закончила отделение прикладного искусства Московского текстильного института. Писала природу Вереи, занималась живописью, прикладным искусством: керамикой, батиками, делала коллажи, бусы, поделки из семян. Галина оставила богатую коллекцию рисунков ткани. Интересны ее работы из керамики, природная скульптура.

Незадолго до смерти Зинаида Тимофеевна написала памятку — что сказать тем, кто живет сейчас с ней и кто останется жить. Пожелание такое. “Кто живет на земле, должен жить честно, не строить свое счастье на несчастье других. И побольше всего почитать честь. Деньги потерял — ничего не потерял. Здоровье потерял — многое потерял. А честь потерял — все потерял”. А еще гостям она дарила бумажных ангелов, чтобы берегли их в дороге, и сегодня в Верее рады всем. Главный знаток истории города Юрий Комаровский убежден, что Верея известна в российском туризме явно недостаточно — здесь есть много интересного. Приезжайте!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру