Сбор дружинников происходит на Казанском вокзале. Старт запланирован на 20.30. Вместе с двумя милиционерами нам предстоит доехать до Люберец, а потом вернуться обратно.
Основной поток народа уже прошел, поезда полупустые. Начинаем двигаться от хвостового вагона к переднему. Пассажиры на кавалькаду реагируют спокойно.
Основной наш “клиент” на сегодня — хулиганы и люди, распивающие спиртное. Как и следовало ожидать, далеко ходить за пассажирами, попивающими пивко, не пришлось. С большинством из них провели профилактические беседы, объяснили, что употребление спиртного запрещено. Народ в драку не лез, милиционерам отвечал, что “больше не будет”, и стыдливо убирал бутылки.
— Я в дружинники попал в 2005 году, — рассказывает один из активистов ДМД, Михаил, — в моей педагогическом вузе появилась подобная организация. К нам шли преимущественно студенты. Потом я узнал, что в других вузах в разных регионах тоже существуют свои добровольные дружины. В 2009 году возникла целая ассоциация.
По словам Михаила, ДМД развивает несколько проектов. Патрулирование электричек — всего один из них. Работать с транспортной милицией начали со 2 апреля.
Роль дружинников — пассивная. По закону у них нет никаких прав для активных действий. Основное, чем они занимаются, — устные предупреждения. Для большинства, впрочем, этого достаточно. Если активисты натыкаются на агрессивных горожан — тогда они через связь с машинистом вызывают наряд транспортной милиции.
— Наша большая проблема — люди плохо идут на контакт, — рассказывает полицейский Михаил Крылов. — Если граждан еще хватает на то, чтобы сообщить о правонарушении, то вот свидетелями кто-то хочет быть крайне редко. Тут дружинники нам, конечно, помогают. В случае судебного разбирательства они обеспечивают свидетельскую базу. Помимо этого они как бы расширяют наш “охват”. Везде и сразу мы быть не можем, а дружинников много. Выше шанс, что мы узнаем о нарушителях.
…Вот и первый стоящий “клиент”. Мужчина в сильном подпитии довольно буйно встречает появление транспортной милиции и дружинников. На увещевания отвечает грубо. Дело кончилось тем, что пьяницу забрали в отделение.
По словам дружинников, в Москве сложно наладить контакты с полицией. Начальство относится к активистам с некоторой опаской. Но, как мы видим, установить диалог все-таки удалось. Теперь дружинникам выдают график дежурств, где указывается, во сколько и на каких электричках им надо ехать. Перед каждым рейдом проводится инструктаж.
— Наши патрули ходят всю рабочую неделю, — говорит Михаил, — в субботу и воскресенье у нас, как и у всех, выходные. Студенты участвуют в рейдах в свободное от учебы время. Все делается добровольно и безвозмездно.
Сами же транспортные полицейские считают, что дружинникам не следует давать широкие полномочия. Как помощники на общественных началах они хороши, но реальную охрану порядка нужно все-таки оставить специально обученным людям.