Когда программу “Народный гараж” начали внедрять и пиарить, казалось, что скоро вся Москва покроется дешевыми паркингами. ГУП “Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения Москвы” (ДСГ) рапортовала о выделении все новых стройплощадок. Счет шел на десятки, если не на сотни. Пошли даже слухи, что относительно дешевыми местами в “народных гаражах” потом будут спекулировать. Но практика показала: все ожидания, как радужные, так и мрачные, не оправдались.
Когда в программе решил принять участие немецкий строительный холдинг, все еще было хорошо. Фирме выделили площадку на Братеевской улице, владение 39/12. Согласно контракту деньги от ДСГ должны были поступать по мере возведения объекта. Сделали нулевой уровень — получите 20% от суммы. За каждый следующий этаж — еще часть денег.
Проект обещал быть успешным. Место выбрали удачно, высотные дома поблизости. Главный критерий стоянки — доступность — соблюден.
Немцы, не предвидя осложнений, в октябре 2009 года начали работу, и объект был готов меньше чем через год. По словам застройщиков, все выполнено на 100%, включая последнюю ввернутую лампочку. Однако ближе к концу работ у холдинга накопился ряд претензий к ДСГ.
— В какой-то момент дирекция перестала выполнять свои функции: они не выдавали проектную документацию и технические условия, — говорит гендиректор строительной фирмы Роланд Роллов, — в итоге нам самим пришлось заказывать проекты электроснабжения и радиофикации объекта. Заказчик (ДСГ) на наши просьбы дать эту информацию не реагировал.
После завершения строительства, в августе прошлого года, немцы попытались сдать объект дирекции. И весьма удивились, когда чиновники не просто отказались принять объект, а вообще перестали реагировать на их обращения. Пришлось добрых полгода содержать охрану объекта за свой счет. Дело сдвинулось с мертвой точки лишь 6 апреля 2011 года, когда иностранцам удалось-таки сдать “народный гараж” под охрану заказчику. Но и после этого мытарства немцев в России не закончились.
По их словам, еще во время возведения гаража “сверху” пришло устное уведомление о том, что первоначальные требования к проекту несколько изменились: энергопотребление должно стать меньше. При этом никакой новой технической документации чиновники не прислали, поэтому строить пришлось по тем документам, что имелись изначально.
Теперь же ДСГ отказывается выдать акт ввода в эксплуатацию гаража из-за несоответствия новому проекту, который застройщик так и не увидел. Кроме того, немцам заплатили меньше половины причитающейся им суммы. Будут ли остальные деньги — неизвестно.
Рядом с этим единственным, законченным “народным гаражом” в Братееве стоят еще несколько брошенных. Ими занимались отечественные строители, хорошо знакомые с российскими реалиями. Наши фирмы, почувствовав, что заказчик может их “прокатить”, попросту перестали вкладывать деньги в “народный пузырь”.
— Я не исключаю возможности, что чиновники тянут время специально, — говорит г-н Роллов, — возможно, пухлый конверт, занесенный нужному человеку, мог бы ускорить процесс.
“МК” получил комментарий из дирекции гаражного строительства. Нам ответили, что “в соответствии с разрешением на строительство, выданным Мосгосстройнадзором 06.09.2010 г., срок строительства по адресу: г. Москва, ЮАО, Братеевская улица, вл. 39/12, определен — 15 июня 2011 г. Строительство осуществляется в соответствии с планом в рабочем порядке. ООО “Виспро” является генеральным подрядчиком по вышеуказанному объекту, они с претензиями в адрес Дирекции также не обращались”. (Тут следует пояснить, что напрямую между дирекцией и немецкой фирмой договор не заключался. Генподрядчик здесь фактически играет роль посредника.)
Получается, что разрешение на строительство было получено уже после (!) реального завершения работ. В холдинге к этому отнеслись спокойно.
— Когда мы начинали строительство гаража, документов вообще никаких не было, — рассказывает руководитель проекта г-н Таллер, — нам говорили, чтобы мы все равно работали: “Это городская программа, проблем не будет”. С выдачей документов — полный бардак. Генподрядчик официально действительно не жаловался, насколько я знаю, все претензии передавались устно. Ему как посреднику в сделке причитается всего 3%, поэтому он особенно за эти деньги и не бьется.
Известная поговорка гласит: “Что русскому хорошо, немцу — смерть”. Видимо, она остается актуальной до сих пор. Немецкий холдинг впервые для себя решил принять участие в программе “Народный гараж”. И сейчас руководство фирмы радуется, что договор они заключили только на один объект. По словам генерального директора, больше они ни с какой подобной государственной программой в России связываться не будут.