Уж куш невтерпеж

В Домодедовском районе 6 лет судят предпринимателей за то, что они обустроили 10 га по шведскому образу и подобию

Зря кое-кто в России считает, что земля у нас никому не нужна, приходит в полное запустение. Нужна, и еще как! Например, вокруг 10 гектаров у деревни Заборье Домодедовского района уже шесть лет идет целое сражение с подключением “тяжелой артиллерии” — депутатов Госдумы, органов прокуратуры и милиции. Десятки судебных заседаний самых разных арбитражных инстанций раз за разом выносят вердикт в пользу ООО “Агросон”: фирма арендует участок в рамках закона и вправе его использовать по целевым условиям предоставления. Но истец — генеральный директор ООО “Магес” Геннадий Маркин — все эти годы пытается доказать обратное. На судебные решения потрачены тонны бумаги, количество нервных клеток, которые не восстанавливаются, подсчету вообще не подлежат. Однако воз и ныне там: ООО “Скан-Юго-Восток” (фирма “Агросон” — его дочернее предприятие, полностью входящее в эту компанию) продолжают трясти проверками…

В Домодедовском районе 6 лет судят предпринимателей за то, что они обустроили 10 га по шведскому образу и подобию
Сервисный центр “Скан-Юго-Восток” создан по последнему слову техники.

тестовый баннер под заглавное изображение

— Пока в эксплуатацию введена только 1-я очередь станции сервисного обслуживания, — рассказывает генеральный директор ООО “Агросон” Александр Тихон. — Сегодня здесь работают 120 человек, в день обслуживаем порядка 50 большегрузов. Мы бы давно вывели объект на проектную мощность и довели штат до 400 рабочих. Но суды, комиссии, “разборки” — все это, знаете ли, отвлекает.

Вместе идем по этому самому объекту, который, как с гордостью подчеркивает собеседник, является одним из крупнейших техцентров шведской автомобильной компании “Скания” в Европе. Настоящий производственный городок с огороженным по всему периметру забором и выложенный железобетонными “аэродромными” плитами. Тут и впрямь всё с иголочки, по последнему слову техники, производственные площадки — огромный сервисный центр, кузовной, покрасочный и пр. цеха — оснащены самым современным оборудованием.

Собеседник признается, что в его квартире не так все красиво, как тут. Может, по этой причине, шутит он, постоянно пропадает на работе.

Но теперь шутки в сторону, речь заходит о главном — о проблемах то есть. А они тут такие: как только юристы компании “Скан-Юго-Восток” победно завершают очередной суд с “Магесом”, буквально на следующий день приходит повестка явиться в другой. Получается, что одной рукой они обслуживают клиентов (которые всегда правы!), а другой — отбиваются от судебных исков.

* * *

На этот участок ООО “Скан-Юго-Восток” вышло в 2004 г. 10 га находились в собственности ООО “Магес” (производная от Маркина Геннадия Сергеевича — единственного и неповторимого учредителя ООО), которые по заключенному договору на 49 лет арендовала фирма ООО “Агросон”. На территории в тот момент уже имелось 5—6 недостроенных объектов, оформленных в ее собственность.

Перед правлением “Скан”, как и перед всей русской интеллигенций, встал традиционный вопрос: что делать? Купить участок непосредственно у собственника или приобрести сам “Агросон” (он как раз выставлялся на продажу и не имел никаких обременений) со всеми его недостроями и длительной арендой земли с правом застройки?

Первый вариант, конечно, был предпочтительней — купить и уже никогда не думать о том, что через полвека закончится срок аренды и все, что нажито непосильным трудом, может зависнуть в воздухе. Но, по словам главы ООО “Скан-Юго-Восток” Юрия Начевкина, владелец участка Геннадий Маркин выкатил такую цену за недвижимость, что она не лезла ни в одни рыночные ворота: 10 млн. долларов!

Пришлось “Скану” выкупать у “Агросона” ее недострои и право на длительную аренду.

Начались бесконечные судебные делопроизводства. Собственнику участка, вероятно, было выгоднее продать землю за уже названную сумму, чем получать за нее арендную плату. Всеми правдами и неправдами он стал доказывать, что договор аренды, договор купли-продажи, равно как и все прочие документы, подтверждающие сделку, недействительны, что их необходимо расторгнуть.

* * * 

Не вдаваясь в многочисленные детали этой печальной истории, совершим экскурс в недалекое прошлое. А именно — узнаем, каким образом г-н Маркин стал счастливым обладателем 10 га дорогой домодедовской землицы?

В свое время он являлся директором одного из крупнейших племзаводов в регионе — ПЗ “Заря Подмосковья”. Еще в ту пору “Заря” уже скорее напоминала закат, и, видимо, не надеясь на отдачу своих коров, родилась идея организовать на этих самых 10 га, принадлежавших хозяйству, попутный, так сказать, бизнес: рынок оптово-розничной торговли с объектами дорожного сервиса. Место для отдыха водителей-дальнобойщиков было самое что ни на есть подходящее — между старой и новой Каширкой, на ближних подступах к Москве, недостатка в клиентах тут не было бы по определению.

Сказано — сделано. Так на белый свет появились фирма “Агросон” и заключенный 27 декабря 1999 г. между ней и АОЗТ “Заря Подмосковья” договор на право длительной аренды и застройки участка. А одним из учредителей новоявленной компании стала супруга директора — Маркина Надежда Николаевна. По закону руководитель совхоза не имел никакого морального права заниматься непрофильным бизнесом. А Геннадий Сергеевич, как всякий законопослушный гражданин, чтил Уголовный кодекс.

Ну так вот, после того, как “Агросон” заложил фундаменты будущих объектов, но так толком ничего и не достроил, горе-учредители между собой рассорились и вывели из своего состава… жену Маркина! Это был настоящий удар, ведь, как поговаривают в Домодедовском районе, учредители “Агросона” подбирались из числа верных друзей-товарищей — и такой вот нож в спину…

Беда, как известно, не приходит одна. Примерно в это же время некая коммерческая фирма (не исключено, что при поддержке директора ПЗ!) скупила крестьянские земельные паи у работников “Зари Подмосковья”, после чего отказалась от услуг… директора, Геннадия Маркина то есть. Но в качестве отступного бонуса с широкого барского плеча новый хозяин совхоза перевел в собственность экс-директора (не будем описывать эту процедуру) тот самый 10-гектарный участок у деревни Заборье. Геннадий Сергеевич провел госрегистрацию объекта недвижимости и заполучил на него соответствующее свидетельство.

Как видим, без куска хлеба на черный день новые владельцы “Зари Подмосковья” г-на Маркина не оставили. Конечно, это не свечной заводик в Самаре, о котором мечтал отец Федор из “12 стульев”. Но тоже неплохо — лакомый 10-гектарный участок, за который “Агросон” целые полвека должна платить арендную плату. Живи и радуйся, хватит и детям, и внукам…

В такой цех и зайти приятно.

* * *

Но тут и начинается самое интересное. За 10 га, которые Маркин-директор передавал в долгосрочную аренду, “Агросон” изначально платил просто смешные деньги. По заключенному 27 декабря 1999 г. договору — льготную и весьма символическую сумму — 12 000 руб. в год. Причем на весь период освоения участка, который, впрочем, в документе не был указан! Вероятно, когда “Агросон” начинал мутить гостиничный и дорожный бизнес, жена директора являлась локомотивом проекта, и зачем с самого близкого и дорогого человека брать лишнее?

Теперь же “Агросон” откололся от семьи, и все полетело в тар-тарары. До конца дней своих получать ежегодный доход в 12 тыс. руб.? Да с ним здороваться перестанут коллеги, “красные директора” совхозов!

Дальше начинается больше. В июле 2007 г. Домодедовский район в рамках Федерального закона “О местном самоуправлении” преобразовался в городской округ Домодедово со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если раньше земельный налог на сельхозземли был мизерным, то теперь вся колхозная пашня вообще и 10 га у деревни Заборье, в частности, перекочевали в категорию городского поселения, и налог на нее подскочил в десятки, а то и в сотни раз. И тут ничего не подфартило! Сегодня арендодатель Маркин с участка в 10 га в казну за земельный налог должен платить около 2,6 млн. рублей в год. А “Агросон” (теперь уже “Скан-Юго-Восток”) по заключенному договору за аренду — 12 тыс. рублей в год.

Теперь понятно, почему, проиграв один суд о непризнании договора аренды, г-н Маркин тут же, не отходя, как говорится, от кассы, подает исковое заявление в другую инстанцию. По сути дела — он у разбитого корыта, в племзаводе он уже никто. Да и времена настали другие. Сдача в аренду 10 гектар? Так, арендная плата намного меньше, чем земельный налог, который обязан вносить арендодатель.

Не хочет понять Геннадий Сергеевич, что корыто свое он сам и разбил. Когда был директором совхоза, по всей видимости, он сам определял льготы и цены. Когда все это бумерангом вернулось к нему, взывает к Фемиде.

Спрашиваю руководителей ООО “Скан-Юго-Восток” — пытались ли они сесть за стол переговоров, так сказать, полюбовно решить конфликт? Ведь в такой ситуации их оппонент, как утопающий, должен хвататься за любую соломинку, здравое предложение.

— Мы предлагали Маркину приличные деньги за участок, — поясняет генеральный директор “Скан-Юго-Восток” Юрий Начевкин. — Не ходил бы по судам, не отвлекал людей от работы. Но реакция совершенно неадекватная, ему все мало, вынь да положь 10 млн. долларов — и точка! Не стоит эта земля таких денег, и платить их никто не будет!

Тут нужно сказать, что “Скан” создан отнюдь не олигархами, а простыми смертными людьми, бывшими офицерами. Гендиректор компании Юрий Начевкин начинал в Люберцах 15 лет назад с торговли велосипедами. Чтобы продвигать продукцию, впоследствии образовал транспортное предприятие, установил контакты со шведским автомобильным гигантом “Скания”. В общем, поэтапно, медленно, но уверенно укреплял производство. И в один прекрасный день в подмосковных Люберцах, где находился офис и “площадка” компании, им стало тесно, шведские коллеги поставили задачу возвести на отдельной территории сервисный центр, достойный знаменитого торгового бренда.

За неполные шесть лет “Скан” в Домодедовском районе достроил и ввел в эксплуатацию 6 объектов: здание КПП, подсобные и офисные помещения, ремонтную зону. Были проложены все коммуникации, построена котельная, съезды на федеральную трассу… Вложения сделаны самые что ни на есть капитальные, за огороженным забором вовсю кипит работа.

И что-то я не слышал, чтобы фирма “Магес”, кстати, обивающая пороги всех судов, за время своего существования что-либо изготовила или продала. По всей видимости, она ждет, когда на блюдечко с голубой каемочкой свалятся миллионы долларов.

По иронии судьбы при образовании “Магеса” этот участок в его уставной капитал был внесен и оценен в… 10 тыс. руб.! Право собственности на него к Маркину перешло лишь после того, как он уплатил за 10 га эту самую сумму. Почувствуйте разницу: за 10 тыс. руб. купить, а за 10 млн. долларов продать. По школьному, “в столбик”, процент рентабельности такой сделки и не посчитаешь, без компьютера не разберешься.

* * *

За такой куш, скажете вы, войну арендатору объявили бы многие. За эти годы Владимир Маркин инициировал десятки арбитражных судов о незаконной, по его мнению, сделке “Магеса” с “Агросоном”. Вы не поверите, истец… вчистую проиграл все суды: по регистрации договора аренды; по его законности; по законности застройки участка; по истребованию имущества из чужого незаконного владения; по взысканию с ответчика миллионов рублей за якобы причиненный ущерб… Кроме этих судов еще он потерпел фиаско и во всех поданных им апелляциях и кассациях.

Кого только Геннадий Сергеевич не пытался привлечь к ответственности! Кроме ненавистного ему ООО “Агросон” под раздачу экс-директора попадали и инспекция ФНС России по г. Домодедово, и Главное управление Федеральной регистрационной службы по Московской области, и даже его бывшее хозяйство ОАО ПЗ “Заря Подмосковья”. Везде и всюду в удовлетворении его требований отказывают.

Так, в деле одного из многочисленных судов появилась липовая выписка о том, что даты перехода племзавода в разные формы собственности (в 90-е годы после акционирования колхозов и совхозов они часто меняли “паспорта”) в документах не совпадают. Значит, договор о долгосрочной аренде, зарегистрированный в Московской областной регпалате 22.12.2000 г., недействителен. То бишь “Агросон” смошенничал, подделал документы и должен понести суровое заслуженное наказание.

“Агросон” обратился в органы правопорядка с просьбой провести экспертизу документов. Обман был быстро разоблачен, и правоохранительные органы обратили свой интерес уже на истца и возбудили уголовное дело по факту совершения покушения на мошеннические действия. Правда, по каким-то причинам очень скоро оно было закрыто домодедовской прокуратурой.

Мы уже говорили, что 10-гектарный участок попадает в категорию земель поселений и налог на него весьма существенный. Мы только не сказали, что бравый арендодатель его не платит в принципе, что подтверждают результаты проверки домодедовской налоговой инспекции. Она, в частности, выявила, что владелец “Магеса” вносит плату за землю по старым, “сельхозным” тарифам и задолжал бюджету только в 2008 г. около миллиона рублей. (По своему обыкновению, Маркин подал иск и на налоговую инспекцию, который, впрочем, тоже проиграл.)

Правда, информации о взыскании налоговой недоимки почему-то нет. И это тоже вызывает вопросы. Кто-то уклоняется от уплаты, уменьшает социальный бюджет муниципального образования, а крайними остаются простые граждане. Логично предположить, что если и в последующие 2009 и 2010 гг. арендодатель при уплате налога придерживался прежней логике, сумма задолженности “Магеса” увеличивалась, как снежный ком.

Казалось бы, он сам заинтересован поскорее избавиться от такого участка-разорителя, кому охота оказаться в долговой яме? Но, видимо, еще на что-то надеется, и не исключено, что неспроста.

По делу о мошенничестве, которое он сам заварил, пострадавшей стороной следователи признали ООО “Агросон”. Однако тут до сих пор не знают, чем оно завершилось, в домодедовской прокуратуре как воды в рот набрали. По слухам, дело благополучно закрыто.

Что в “сухом остатке”? Похоже, прокуратура отмалчивается, не отвечая на запросы. А домодедовская налоговая, думается, сквозь пальцы смотрит на своего неплательщика. Куда честным предпринимателям податься? Редакции интересно, что на эту тему думают уважаемые организации?

* * * 

…Полностью освоенный участок между старой и новой Каширкой давно платит налоги в казну, там работают местные жители. При всем производственном размахе (мне почему-то особенно запомнилась свалка по шведскому образцу — экологически чистая!) эта территория и в прямом, и в переносном смысле в подвешенном состоянии. Если предположить невероятное, что Маркину и Ко удастся-таки разорвать договор аренды (за десятки судов ему этого не удалось!) и “Скан” оттуда попросят, никакой другой собственник или арендатор там ровным счетом ничего сделать не сможет. Шесть лет назад, когда “Скан” принимал гектары в аренду, там не было никаких коммуникаций. За это время предприниматели подвели туда газ, воду и свет — все эти линии, разумеется, оформлены в их собственность. То есть для любой другой коммерческой компании 10 га интереса не представляют, они и шагу не сделают без коммуникаций.

Но и “Скан” не дают спокойно работать — вот в чем абсурд! А вообще, треугольник “Скан” — “Агросон” — “Магес” весьма характерен для нашего времени. Это отрыжка лихих 90-х годов прошлого столетия, когда “красные директора”, уверовав в безнаказанность, банковали землей так, что запутали все на свете. Старое и отжившее свой век хорошо подкузьмило зарождающемуся предпринимательству.

В учредительном договоре по образованию ООО “Магес”, заключенном 5 января 2004 г., ОАО “Заря Подмосковья” гарантирует Геннадию Маркину, что если не передаст ему 10 га земли в случае каких-либо обстоятельств, то выплатит 100 тысяч долларов США.

Такие бы гарантии да нам с вами!..

О развитии ситуации “МК” будет информировать своих читателей.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру