Удивительное рядом. Прежнее руководство Департамента транспорта много лет уверяло нас, что благодаря турникетам деньги в казну текут рекой. Руководство же нынешнее, напротив, сетует, что турникеты отпугивают потенциальных пассажиров и тем самым приносят убытки.
И вот вроде бы найдено соломоново решение: турникеты убрать, валидаторы (считывающие устройства) оставить. И разрешить пассажирам заходить во все двери. Правда, непонятно, как москвичи смогут прокатывать билеты через валидатор. Если, как сейчас, он будет только у первой двери, то придется либо в нее и заходить, либо пробираться через весь салон. Значит, нужно ставить валидаторы у каждой двери. Но это быстро не сделаешь — приборы недешевые (стоимость одного около 7 тыс. долларов), а требуется их много (в Москве примерно 7 тысяч автобусов, троллейбусов и трамваев, значит, нужно закупить 14 тысяч валидаторов; на круг набегает 100 млн. долларов). Как вариант, конечно, можно было бы вернуться к обычным бумажным билетам и старым добрым компостерам. Но, наверное, несолидно так поступать в XXI веке.
Да и это не главное! Главное, чтобы пассажиры понимали: халявного проезда как нет сейчас, так и не будет. И лучше всего помогут понять эту простую истину контролеры. “Мы возрождаем институт контролеров-ревизоров, — говорит заммэра Москвы Николай Лямов. — Уже обучаем 300 человек, которые начнут работать в этом году”. При этом штрафы за безбилетный проезд в общественном транспорте планируется повысить до 1000 рублей тоже в 2011-м.