Перекати-доля

Рослесхоз предложил компенсировать Химкинский лес Орехово-Зуевским

Потери, которые нанесет зеленому поясу Москвы вырубка деревьев в Химкинском лесу, должны быть компенсированы новыми насаждениями. Об этом инициаторы прокладки скоростной магистрали Москва—Петербург заявляли еще в самом начале реализации ставшего скандальным проекта. Правда, предлагаемые варианты “размена”, когда новый лес взамен уничтоженного реликтового обещали посадить в отдаленных уголках Подмосковья, только подливали масла в протестный огонь.

Рослесхоз предложил компенсировать Химкинский лес Орехово-Зуевским

В минувший понедельник начальник управления Рослесхоза Александр Мариев озвучил перед экологами план “возврата долгов”. Напомним, что после вмешательства в конфликт президента Медведева, который сначала остановил стройку, а потом ее разрешил, заказчик проекта пообещал высадить 500 га нового леса взамен 145 га вырубленного, а правительство выделило на это дополнительно 1 млрд рублей. Подобрать на территории области компенсирующие участки было поручено Рослесхозу. Экологи и просто граждане, сочувствующие подмосковной природе, с нетерпением ждали окончания поисков. Увы, их ждало разочарование.

Члены общественного совета, созданного при лесном ведомстве, и журналисты, приглашенные на заседание, принципиально ничего нового не услышали. Во-первых, в самих Химках нет такого количества свободных земель, нет их в ближнем Подмосковье сразу за МКАД — они, как известно, застроены. Из запланированных к восстановлению лесных площадей на территории городского округа Химки удалось подобрать 235 га — да и то, по словам чиновника Рослесхоза, “по разным микрорайонам”. По сути, вместо полноценной компенсации леса речь идет о банальном озеленении, а не о восстановлении поврежденного зеленого пояса огромного мегаполиса в новых объемах. Особое “умиление” у общественников вызвали планы “поскрести по сусекам” и засадить 10 га в соседнем с Химками городе Красногорске.

Чем дальше от МКАД, тем гуще гипотетический лес. Порядка 129 гектаров нашли лесники в городе Чехове и еще 310 гектаров в Орехово-Зуевском районе на месте горельников. Хотя горельники — это отдельная тема, их восстановление к проблеме Химкинского леса не имеет ни малейшего отношения. Восстановление сгоревших лесов в Подмосковье должно стать отдельной программой.

В общем, свободные участки для насаждения молодого леса вроде бы есть, их даже больше, чем запланировано, но большинство из них находится не там, где нужно. Собственно, этот неравноценный обмен предлагался еще на старте проектирования дороги. Во что это вылилось, мы хорошо знаем.

— Да, — вынужден был согласиться в итоге Александр Мариев, — часть нового леса скорее будет использоваться жителями Московской области, а не Химок. Но это не окончательное решение. Соглашение о проведении компенсационных мероприятий пока не подписано.

Прозрачный намек, что возможны еще варианты.

В отличие от чиновников независимые экологи убеждены, что утрату Химкинского леса не заменишь ничем. Фрагментарные посадки, на которые сделал упор Рослесхоз, не дадут ожидаемого природоохранного и рекреационного эффекта, а полноценный лесной массив с его богатой структурой видов, которой ценен Химкинский лес, возможно воспроизвести только на удалении в 25—30 км от Москвы. Перенесение границ лесозащитного пояса мегаполиса на такие значительные расстояния, о чем всегда говорили эксперты, фактически означает его ликвидацию. Изначально, в 60-е годы, при создании пояса мыслилось, что столица будет окружена сплошной 30-километровой зоной лесов.

Второй момент, настороживший экологов, — стоимость компенсационных мероприятий. 1 млрд. рублей — это беспрецедентный бюджет. Если учесть, что посадки деревьев должны быть закончены к 1 октября этого года, возникают сомнения в реалистичности сроков. То, что деньги будут освоены, мало кто сомневается.

Несложные подсчеты показывают, что 1 гектар посадки “компенсационного леса” будет стоить 2 миллиона рублей. Официальные же расценки на подобные мероприятия значительно ниже: 25 тысяч рублей за гектар. Максимум — 60 тысяч за работы повышенной сложности, отметил эксперт Всемирного фонда защиты дикой природы Евгений Шварц.

Что тут скажешь? Если платная трасса между двумя столицами обещает стать золотой, то лес как минимум позолоченным.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру