Но, конечно, становящиеся известными случаи — это только вершина айсберга.
В целом в России в интернатных учреждениях разного вида постоянно находятся на полном государственном обеспечении примерно 400 тысяч детей (в 2005 г. — 448,9 тыс., в 2007 г. — 404,3 тыс., в 2009 г. — 371,7 тыс.). С учетом общего сокращения количества детей в стране это составляет стабильные 1,5% детского населения. Из них (данные 2009 года) 120 тыс. — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Остальные 250 тыс. постоянно “пребывают” в учреждениях по заявлению родителей — из-за ограниченных возможностей здоровья ребенка, неблагоприятных социально-экономических условий в семье и т.п.
Эти данные говорят об отсутствии социальной работы по сохранению кровной семьи, предотвращению разделения детей и родителей, а также о несовершенстве системы замещающего семейного обустройства детей.
И все это не случайно.
Интернатная система очень затратна для бюджетов, и в этом причина ее невероятной устойчивости. Поэтому и не принимаются законы, способные ее реформировать.
В сущности, речь идет о гигантской корпорации, условно называемой “Россиротпром”, “богатством” которой являются не газ, не нефть, а дети, находящиеся под опекой государства. Основные “держатели акций” — региональные департаменты, в ведении которых находятся учреждения постоянного проживания детей. Они являются получателями бюджетного финансирования интернатов — в целом около 2 миллиардов долларов в год. И это только на текущую работу учреждений, т.е. не считая расходов на управленческий аппарат всей системы, на капитальный ремонт и капитальное строительство зданий.
Не надо забывать также о “детском магазине” — коррумпированной, закрытой российской системе усыновления, сконструированной Семейным кодексом и Федеральным законом “О государственном банке о детях, оставшихся без попечения родителей”.
Поистине эта система питается детской бедой, а ежегодно выявляемые более 100 тысяч новых детей, оставшихся без попечения родителей (в среднем около 300 ежедневно!), — это “поставки товара” для вышеуказанной корпорации.
Но не надо обвинять органы опеки и попечительства, которых федеральное законодательство превратило в карателей семьи. “У нас же нет никакой возможности помочь семье, закон позволяет нам только разрушать ее”, — говорили мне с горечью руководители органов опеки ряда регионов
Обвинять надо тех, кто создал такое федеральное законодательство.
В 2007—2008 годах в связи с подготовкой нового Федерального закона “Об опеке и попечительстве” развернулась настоящая битва между сторонниками и противниками реформы сложившейся системы. Дело в том, что есть замечательный российский опыт реформирования интернатов, основанный на применении патронатного воспитания — когда принявшую ребенка семью сопровождает, помогает ей профессиональная служба по патронату.
Пионером такого подхода является Мария Терновская, преобразовавшая в службу по патронату московский детский дом №19. На семейное воспитание этот коллектив передавал до 95% воспитанников! Этому опыту у детского дома №19 учились в половине регионов страны. А в 2007 году Минобрнауки России обобщил этот опыт в виде поправок в Семейный кодекс РФ. Вот тут-то и возникла реальная угроза интернатной системе. И система сумела эту угрозу ликвидировать.
Законодательные инициативы Минобрнауки были отвергнуты, а принятый в 2008 году Закон “Об опеке и попечительстве” исключил сопровождающую службу из договора о патронате и тем самым прекратил работу по патронату по всей стране.
Марию Терновскую власти Москвы в декабре 2009 года вынудили уйти. Тогда в защиту ее бесценного опыта выступила Общественная палата РФ — но все без толку. До сих пор и она, и многие ее коллеги — уникальные специалисты по организации перевода детей из интернатов на семейное воспитание — остаются в России не у дел.
Вы спросите, как и кто все это сделал?
Достаточно набрать в поисковой системе два слова “Лахова патронат”, чтобы увидеть, сколько грязи вылила на этот замечательный российский опыт депутат Госдумы Екатерина Филипповна Лахова.
Именно она совместно с Павлом Крашенинниковым несут ответственность за принятие закона, уничтожившего патронат в России. А сопутствующее этому закону изменение в статью 121 Семейного кодекса (было включено очень размытое определение ситуаций, требующих вмешательства органов опеки в жизнедеятельность семьи), также инициированное этими депутатами Госдумы, является причиной начавшейся с 2008 года чудовищной практики изъятия детей из семей “за бедность”, из-за плохих жилищных условий и т.п.
Таким образом, “поставки” новых сирот “Россиротпрому” гарантированы. Корпорация живет и процветает. Но вот вопрос: будет ли при этом жить и процветать Россия, количество детей в которой неуклонно сокращается?
В 1998 году у нас было 22 миллиона школьников, а в этом году — 12,8 миллиона. Но это уже другая трагическая тема, хотя, конечно, глубинно связанная с темой детей в интернатах.