В 1970-х годах при строительстве жилых домов в районе Метрогородок (ул. Николая Химушина, д. 1, д. 3, корп. 1, д. 3, корп. 2; Открытое шоссе, д. 24, корп. 1, д. 24, корп. 2, д. 24, корп. 42) применялись некачественные материалы, которые со временем стали активно выделять фенол. Повышенное содержание яда в воздухе поспособствовало развитию различных заболеваний — от аллергии до онкологии.
Жители ВАО с 1989 года борются за светлое будущее. Но из первоначально 7 “фенольных домов” снесли только один.
— Содержание ядовитых веществ в наших квартирах превышает норму в десятки раз, — говорит председатель инициативной группы Анна. — Но власти не хотят этого признавать. Комиссия приходила только до 2004 года, заключение дали только единицам из нас. Обосновали это тем, что фенолформальдегид содержится не в стенах домов, а в купленной жильцами мебели. Я пробовала вывозить все вещи из квартиры и проводить экспертизу, но и это не помогло. Мы обращались в различные инстанции, ко многим чиновникам, но нас не хотят слышать.
— Каждый из нас потерял кого-то из родственников, — рассказывает жительница злополучных домов Наталья Муравьева, — это все действие ядов. Люди умирают от рака в 30-летнем возрасте, а мы все чем-то болеем. У кого-то аллергия, у кого-то бронхиальная астма и др. А дети рождаются инвалидами.
Своеобразным протестом людей стало то, что они митинговали, повернувшись к префектуре спинами. Собравшиеся до последнего ждали префекта Николая Ломакина, который так и не появился. Но чиновники все же пошли на контакт. Через неделю назначена встреча инициативной группы с советником префекта Николаем Андреевым.
— Если нас и теперь не услышат, то в мае мы разобьем палаточный городок. Мы не хотим быть в очереди за крестами, поэтому в следующий раз принесем с собой список и фотографии погибших родственников, — уверяли участники митинга.