Офтальмолог
…В результате несчастного случая я получила серьезную травму глаза и оказалась на две недели в палате Елены Геннадьевны. Окулист Елена Геннадьевна Черненко шестнадцать лет заведует отделением. Ей присвоили почетное звание заслуженный врач Московской области. В 2007 году она была названа лучшим офтальмологом Подмосковья. В один из дней, изучая травмированную сетчатку моего правого глаза на компьютере, доктор развернула экран так, что я увидела сердцевину своего ока. Боже мой! Какая радуга мне открылась! Вытянутая в линию сетчатка сияла полным радужным цветением. И только в центре пульсировал черный “фонтанчик”.
— Что это? — вырвалось мое непонимание.
— Это ваше кровоизлияние в сетчатку. Оно затуманивает взгляд. Хорошо еще, что кровоизлияние случилось в сетчатку, и возникла проблема с периферическими сосудами, а не в мозг, — иначе бы случился инсульт. Сетчатка — это все-таки периферическая часть мозга. Здесь мы имеем возможность понаблюдать, как ведут себя сосуды. К сожалению, в структуры мозга мы не заглянем.
Сетчатка
— Елена Геннадьевна, какие проблемы глазных заболеваний вам приходится решать чаще?
— На первом месте именно проблемы сосудистого характера — патология сетчатки. Сетчатку сравнивают с фотопленкой. В ее центре самая ответственная часть — желтое пятно, мы называем его макулой. В ней концентрируются фоторецепторы, создающие сигнал, идущий через зрительный нерв в мозг. А мозг наш можно сравнить с мощнейшим компьютером, он и создает изображение, которое мы видим. Желтая макула маленькая, со спичечную головку. Но именно в ней плотность фоторецепторов обеспечивает ясное и четкое воспроизведение всего мира — людей, природы, текста…
— О чем свидетельствует желтый цвет этой волшебной макулы?
— Этот цвет — показатель наличия важнейших для зрения пигментов: лютеина и зеаксантина. Эти незаменимые пигменты для глаз — первейшая необходимость, они имеются в зеленых, оранжевых, желтых овощах: в кукурузе, капусте, в том числе цветной и брокколи, и во всем, что выращивают на огороде. Пигмент желтого пятна — сильный антиоксидант. Он способен восстанавливать поврежденные клетки, к тому же фильтрует опасный для зрения синий цвет.
Катаракта
— Странно звучит слово “катаракта”. По-гречески это “фонтан”. Что у них общего?
— Если смотреть на фонтан с некоторого расстояния, то замечаешь, что перед тобой колышется пелена, некая размытость. Катаракта — это и есть помутнение хрусталика. У больного возникают симптомы снижения зрения, затуманенность, нечеткость видения. Очками тут помочь невозможно.
— Вы часто оперируете катаракту? В отделении очень много больных с повязкой на глазу.
— Мы стараемся оперировать катаракту в довольно ранней стадии, не дожидаясь, когда глаз совсем ослепнет. Сейчас имеются новые технологии. Мы используем высокотехничные методы. С помощью ультразвуковой аппаратуры удаляем естественный хрусталик через маленький разрез в 2—3 миллиметра. В этот же разрез вставляем искусственный хрусталик. И через короткий срок больной начинает прозревать. Срок больничной реабилитации — 2—3 дня. Эту высокотехнологичную операцию ввели два-три года назад. Могу похвастаться, у нас операции успешны. У многих больных катарактой есть и сопутствующие заболевания — диабет, гипертония, ишемическая болезнь сердца и другие. Они-то и тормозят процесс реабилитации. Поэтому таких больных после операции мы оставляем в стационаре до 5 дней.
— Мою соседку по палате в послеоперационный период приглашали раза два на лазер. Что он дает?
— После операции мы назначаем лазерное лечение. Оно помогает восстановительным процессам. Благодаря воздействию лазера улучшается регенерация роговицы, уменьшается воспалительная реакция глаза.
Сахарный диабет
— Непосвященный человек удивляется, встретив в глазном отделении диабетиков. Расскажите, пожалуйста, о коварствах этой болезни.
— Сахарный диабет — заболевание тяжелое. Он поражает почки, глаза, прежде всего сетчатку. У молодых людей бывает диабетическая ретинопатия начального типа, за этой простой стадией заболевания неизбежно последует тяжелая, если не приступить к немедленному лечению — длительному и постоянному. Успех зависит от стадии компенсации сахарного диабета. Таким больным проводим медикаментозное и обязательное лазерное лечение — коагуляцию сетчатки. Иногда мы вводим лекарственные препараты в стекловидное тело. От стадии поражения сетчатки зависит и объем лазерного вмешательства.
При тяжелой форме возникает неотложная необходимость в хирургии на сетчатке и стекловидном теле.
— Вы оперирует больных сахарным диабетом?
— Да. Мы оперируем их по поводу катаракты, глаукомы, а также проводим лазерную операцию на сетчатке. Больным с тяжелым поражением сетчатки и стекловидного тела рекомендуем обращаться в специальные институты. Это высший пилотаж! Можно искренне порадоваться, что за последние десять лет достигнут большой прорыв в плане лечения осложнений диабета на сетчатку.
Глаукома
Поглощенные ежедневными обязанностями, суетой и множеством житейских проблем, мы, к великому сожалению, не следим за внутриглазным давлением. И не заметим момент, когда это давление повышается. Тут-то и наваливается на человека глаукома.
— Елена Геннадьевна, в каком возрасте это заболевание может настигнуть человека?
— В любом возрасте! По статистике — в 40—50 лет. Чаще глаукома появляется при наследственной предрасположенности. Если у ваших ближайших родственников было такое заболевание, надо обязательно прийти к врачу — проверить внутриглазное давление. Если оно повышено, то его вовремя надо снизить до нормы, чтобы не допустить гибели глазного нерва. Только раннее лечение может затормозить и даже предотвратить наступление слепоты.
Глаукома — заболевание коварное. Развивается исподволь, незаметно для человека. Резко ухудшается кровоснабжение зрительного нерва — он получает меньше кислорода и может погибнуть.
Все остается людям
— По моим наблюдениям, в вашей клинике работает настоящий конвейер по восстановлению зрения людям…
— Мы делаем иногда по шесть операций в день! Каждый глаз, да и каждый человек — это загадка. Во время операции врач может обнаружить не только то, что ожидал, но и “подводные камушки”. Случается, открываются такие подробности глазного недуга, что вместо запланированных 6—7 операций приходится делать три или четыре в день.
— Во время операции чем вам может помочь сам больной?
— Нам прежде всего дорог его настрой. Он должен верить в доктора, в его непременную помощь. Если есть взаимная вера: врача в пациента, а больного в доктора, это, на мой взгляд, — 90 процентов успеха.
— Чувствую, у вас продумана и разработана послеоперационная терапия.
— А как же! Важно не только хорошо прооперировать глаз, но и выходить его. Каждый организм таит множество неизвестных. Тут много непредсказуемого, да и аллергия возможна.
— Елена Геннадьевна, древние египтяне советовали: если не хочешь ослепнуть — ешь сырую печень. А что посоветуете вы?
— Правильный образ жизни может уменьшить риск глазных заболеваний. Не курить, не увлекаться алкоголем, заниматься с молодости спортом. Плавайте! Научитесь грамотно работать с компьютером. Особенно вредно читать электронные книги в поездах метро. Там же трясет. При чтении делайте перерыв через каждый час-полтора. Глазу, как и всему телу, нужен отдых. Но усталости глаз мы, как правило, стараемся не замечать. А в наше время даже у молодежи появилась глазная утомляемость. Сейчас все глазные заболевания помолодели. Нам не хватает драгоценных природных пигментов, чтобы подкормить желтое пятно сетчатки.
Не набирайте вес! Не толстейте! Избыточный вес повышает риск заболеваний: из-за нарушения жирового обмена хуже поступают в сетчатку столь необходимые пигменты — лютеин и зеаксантин. Приучите себя к луку и чесноку, к лимонам, к огородной зелени. В них к тому же очень полезные витамины Е и С.
А если вы любите повозиться на грядках, не забудьте про солнцезащитные очки, про шляпу с большими полями и про скамеечку, чтобы не торчать вниз головой. Глаза пощадите!