Рок физкультуры

“МК” попытался выяснить, кто виноват в смерти школьников во время уроков

Проблема смертности на школьных уроках физкультуры остро стоит в России уже не первый год. 18 февраля этого года произошла еще одна трагедия — в Омске погиб 17-летний ученик школы №36. Как и во многих других случаях, ребенку пытались помочь, но медики оказались бессильны. География аналогичных случаев пугает: Краснодар, Воронеж, Туапсе, Тула, Калининград, Магнитогорск, Архангельск и многие другие российские города. Все инциденты до безобразия похожи. Возникает вопрос: почему при ежегодных медосмотрах врачи не могут выявить группы риска? Насколько эффективна диспансеризация, выяснял корреспондент “МК”.

“МК” попытался выяснить, кто виноват в смерти школьников во время уроков

— Мы проводили исследования, насколько совпадают знания родителей о болезнях собственного ребенка с показаниями в медицинских школьных картах. Мониторили около 2000 российских средних учебных заведений. Раздавались анкеты с вопросами. Оказалось, что близкие родственники намного лучше знают о здоровье своих детей, чем профессиональные медики, — удивляется замдиректора Института возрастной физиологии РАО Татьяна Параничева.

Именно по этой причине не совсем здоровому ребенку даются сильные нагрузки. Школьная медсестра не всегда знает, что можно, а что нельзя конкретному ученику. И тем не менее родители тоже виноваты — умалчивают о болячках детей.

— В первоначальном смысле диспансеризация школьников — прекрасная, полезная вещь. Она экономит средства родителей, время, позволяет следить за здоровьем своих детей. Но ее смысл исказился до безобразия. В этом часто виноваты и родители, которые при поступлении ребенка в школу говорят знакомой медсестре, чтобы та не писала все болезни собственного чада. И что в итоге? Ничего хорошего, — говорит Татьяна Михайловна.

Формальность диспансеризации — еще одна из озвучиваемых причин детских смертей. Медосмотры проводятся для галочки, через серьезные обследования дети не проходят.

— Так, например, в сельские школы выезжает специальная бригада медиков. Но полного обследования она, конечно, провести не может. Все поверхностно и на уровне “посмотрели — проходите дальше”. Так разве порок сердца или опухоль можно увидеть? Аналогичная ситуация не только в деревнях, но и в городах. Бывает и такое, что при отсутствии врача осмотром занимается сестра, — высказывает свое мнение представитель образования Курской области Марина.

Есть и альтернативная точка зрения. Так, заместитель начальника управления образования города Тулы Елена Гончарова говорит о том, что диспансеризация все-таки позволяет выявлять группы риска.

Однако в марте прошлого года в тульской школе №4 на уроке физкультуры умер первоклассник. Педагоги вызвали “скорую помощь”, но врачи не смогли спасти ребенка.

— Как признал суд, педагоги не виноваты. Их действия были грамотными, оперативными. Это единичный случай у нас в городе. От этого никто не застрахован. Именно поэтому важны медицинская грамотность родителей, знание всех проблем своего ребенка и слаженная работа всех структур, — говорит Елена Юрьевна.

Свое мнение высказал и помощник уполномоченного по правам ребенка в Москве Шамиль Амиров.

— Уровень медицинских осмотров все же упал. Играют свою роль профессионализм, подготовленность врачей, отношение к собственному делу. Так, например, в моем детстве наш школьный врач знал про нас все. Сейчас я очень сомневаюсь, что нынешние врачи знают обо всех болячках своих подопечных. Во-первых, болезней стало больше — ухудшилась экология, дети стали чаще болеть. Во-вторых, отношение изменилось. Диспансеризация не должна быть формальностью.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру