Российских врачей бьют по рукам

Их могут оставить без медицинских перчаток

“Как страшно жить!” — не уставали возмущаться россияне, читая разоблачительные статьи в СМИ, посвященные обращению на нашем рынке токсичных медицинских перчаток. Неужели наши врачи и вправду надевают себе на руки ядовитый латекс и осматривают, и даже оперируют этими руками пациентов? Почему эти перчатки до сих пор не изымут из обращения?

Их могут оставить без медицинских перчаток

Такими вопросами атаковали редакцию “МК” обеспокоенные читатели. Проведя собственное расследование, корреспондент “МК” выяснил, что сегодня, по сути, можно дискредитировать любой товар, если в деле замешаны коммерческие интересы.

Разорванный контракт

 
Итак, факты. Продукция французского гиганта “Анселл”, мирового производителя медицинских перчаток номер один, известна на российском рынке 13 лет. Каждая третья пара медицинских перчаток, которыми сегодня пользуются отечественные врачи, — этой компании. Многие эксперты рынка называют эти перчатки лучшими.
 
Но около трех лет назад на эту продукцию начали поступать серьезные нарекания. По странному стечению обстоятельств все они стекались лишь к одному из дистрибьюторов, с которым “Анселл” расторгла контракт в конце 2007 года, — компании “Медбизнессервис-2000”.
 
Нетрудно догадаться, что для “Медбизнессервиса” расторжение контракта стало неприятным событием. 7 декабря 2007 года директор компании Александр Демьяненко пишет письмо в адрес “Анселла” такого содержания (приводим дословный перевод с английского): “В случае отсутствия мы будем вынуждены обратиться в Росздравнадзор с просьбой уничтожить токсичные перчатки, что создаст прецедент по отношению к этому товару, который хранится на складах других компаний”. В случае отсутствия чего? Оказывается, 4 млн. 745 тыс. долларов — столько российский дистрибьютор потребовал с французов в качестве компенсации за якобы понесенные из-за разрыва контракта убытки (впрочем, впоследствии эти убытки никто ничем документально не подтвердил).
 
Получается, что до сих пор “Медбизнессервис” распространял на территории России не иначе как токсичные перчатки, что вежливо скрывал до той поры, пока с ним не разорвали контракт? И если бы французы согласились на отступные, никто бы, вероятно, не узнал, что этот медицинский товар токсичен (в случае выплаты требуемой суммы все претензии, в том числе и по качеству перчаток, “Медбизнессервис” снимал). Однако французы заупрямились и неустойку бывшему дистрибьютору не заплатили. И — мир (по крайней мере, Россия) узнал об опасном изделии из латекса. Точнее говоря, о токсичном.
 
Вот тут-то и начинается самое интересное. Для рядового обывателя слова “токсичность” и “цитотоксичность” означают примерно одно и то же — опасность. Никому и невдомек, что речь идет о совершенно разных вещах, обозначаемых этими научными терминами.
 
Под цитотоксичностью подразумевается токсичность не по отношению к организму, а по отношению к клетке. Например, цитотоксичным является любой сок — яблочный, апельсиновый, потому что разрушает клетку, хотя при этом абсолютно безвреден для организма. Цитотоксичен и сок дерева гевеи — именно из него делают латекс. Причем любой латекс, а не только тот, из которого делает медицинские перчатки “Анселл”. А вот для организма натуральный латекс никакой опасности не представляет (как и апельсиновый сок). Именно поэтому испытания изделий из латекса на цитотоксичность не являются определяющими, по их результатам не могут быть сделаны выводы об опасности изделий для организма человека; цитотоксичностью они обладают по определению, но вреда человеку при этом не приносят. Так, согласно действующему в России международному стандарту по биологической оценке медицинских изделий, “при планировании испытаний необходимо учитывать природу испытуемого материала. Например, известно, что натуральный латекс может стимулировать неблагоприятную биологическую реакцию в клетках млекопитающих из-за содержания природных растительных протеинов, что не исключает его применения в медицинских изделиях”. Примерно то же самое говорится и в методиках Роспотребнадзора. А вот что пишет об оценке латексных изделий профессор В.И. Севастьянов из Института медико-биологических исследований и технологий: “Определяющими при оценке безопасности медицинских перчаток можно считать показатели раздражающего действия на кожу и сенсибилизирующего действия на организм. Белки латекса и цинк могут оказывать цитотоксическое действие на культуру фибробластов, однако при этом не оказывают опасного действия на организм, т.е. не вызывают раздражения кожи и аллергических реакций”.
 
Вывод очевиден: любые медицинские перчатки, как, впрочем, и презервативы, и вообще любые изделия, изготовленные из натурального латекса, цитотоксичны. И специалисты, которые проводят оценку качества этих изделий, об этом прекрасно знают. Но этого, увы, не знают неспециалисты. И на этом неведении в дальнейшем была построена целая кампания по дискредитации французских перчаток.
 
На нет и суда нет
 
Слово “цитотоксичность” режет слух и вызывает нехорошие ассоциации. Что, если раструбить во всеуслышание, что перчатки фирмы “Анселл” — цитотоксичны? Людям, которым пришла такая идея в голову, в гениальности не откажешь.
 
И вот началось. Раунд первый оказался судебным: компания “Медбизнессервис-2000” решила поискать “правды” через российскую Фемиду. Арбитражный суд рассмотрел иск бывшего дистрибьютора компании “Анселл” о признании недействительным регистрационного удостоверения, выданного на эти латексные перчатки. То есть о признании недействительным документа, без которого изделие медицинского назначения не может распространяться. На основании чего? На основании заключения ряда экспертов (которые, кстати, такие заключения давать неправомочны) о том, что перчатки обладают цитотоксичностью. Сегодня ведь не проблема обратиться в любую лабораторию (то есть обычную коммерческую организацию) и попросить испытать что угодно на что угодно. Например, проверить аэродинамические свойства чайника. Поэтому бывают просто испытания, а бывают испытания сертификационные, на основании которых делается вывод о соответствии или несоответствии продукции установленным требованиям. При этом для сертификационных испытаний образцы продукции должны отбираться специальным образом — в определенном количестве из каждой партии, из упакованных коробок, случайным образом. Ни в коем случае нельзя проводить такие испытания на товаре, который кто-то принес вам с улицы — мало ли что он сделал с ним по дороге? Кроме того, должен соблюдаться план испытаний. И только на основании полного комплекса испытаний по множеству параметров можно сделать вывод — соответствует ли продукция предъявляемым к ней требованиям. Разумеется, перчатки “Анселл” такие испытания проходили — и ни одно не показало, что они представляют угрозу для жизни и здоровья.
 
Но в данном случае все было по-другому. Истец заказывал собственные испытания — приносил в коммерческую лабораторию пару-тройку перчаток и просил проверить их на один параметр — индекс токсичности (это то же самое, что цитотоксичность). Разумеется, получалось, что перчатки из натурального латекса цитотоксичны.
 
Но, к великому разочарованию истца, судьи досконально разобрались в проблеме, изучили все фразы стандартов и протоколы испытаний и — в удовлетворении иска отказали, так как результаты испытаний на цитотоксичность к зарегистрированным изделиям не применяются. Далее последовали отказы по апелляции и по кассации. Вывод судей стал угрозой для осуществления гениальной идеи: применение данных изделий медицинского назначения угрозы жизни и здоровью потребителей не создает.
 
Лиха беда начало — стартовал раунд второй: государственный. Развернулась “атака” на государственные органы, осуществляющие контроль за изделиями медназначения. На протяжении года “Медбизнессервис” забрасывал гневными письмами Росздравнадзор, который, впрочем, не радовал их “нужными” ответами. Тогда к делу подключили слуг народа: после депутатских запросов Росздравнадзор на всякий случай приостановил регистрационное удостоверение, выданное на перчатки “Анселл”. Вроде бы — вот она, победа! Однако самим французам и еще одному их российскому дистрибьютору пришлось обратиться в Арбитражный суд — и тот признает решение Росздравнадзора незаконным. Судьи еще раз подтвердили, что все стандарты соблюдены, а испытания перчаток проведены в соответствии с методами, применимыми к данным изделиям медицинского назначения.
 
Росздравнадзору ничего не остается, как глубоко разобраться в этом вопросе. Ведомство делает запросы в адрес 30 (!) учреждений здравоохранения — есть ли замечания по использованию перчаток “Анселл”? “Ответы, полученные на данный запрос, свидетельствуют об отсутствии угрозы здоровью и безопасности медперсонала и пациентов, вызванных применением перчаток медицинских латексных производства компании “Анселл”, — говорится в заключении Росздравнадзора. В то же время его специалисты не отрицают, что иногда на латексные перчатки (любые, любых производителей!) могут возникать аллергические реакции в виде кожного дерматита — это давно известное в медицине явление получило название “латексная аллергия”. Кстати, предупреждение о возможности ее возникновения пишется на всех упаковках латексных перчаток.
Итак, с Росздравнадзором тоже ничего не вышло. Но ведь есть еще Роспотребнадзор — именно туда теперь устремляются гневные письма “Медбизнессервиса”. И раз за разом на них приходят ответы от заместителей главного санврача страны, а потом и от него лично. Смысл их в двух словах таков: зачем вы нам присылаете протоколы по цитотоксичности, если на их основе никаких выводов делать нельзя? И вновь поддержки нет...
 
Но незадействованными остались еще правоохранительные органы! И наступает раунд третий. В 2008-м, 2009-м и 2010-м годах органами внутренних дел и прокуратурой было вынесено три постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Разумеется, они были вынесены после тщательного изучения вопроса на сей раз сотрудниками правопорядка — то есть после проверок, исследования документов, протоколов испытаний... Прокуратура, в которую жаловались на “беспредел” Росздравнадзора, в действиях последнего ничего криминального также не нашла. Как и Арбитражный суд (в него тоже жаловались на Росздравнадзор).
 
Усердие, достойное лучшего применения, в этом вопросе проявляют лишь народные депутаты: они по-прежнему обращаются со своими запросами и в правоохранительные органы, и в органы госконтроля. Но безрезультатно: это дело, на котором все проверяющие уже съели собаку, всех порядком достало.

Много шуму — и ничего
 
Впрочем, не всех. На горячую тему живо откликнулась “четвертая власть”. Первая разоблачительная статья о ядовитых перчатках вышла в 2008 году в коммунистической газете “Завтра”: в ней рассказывалось о бизнесмене-патриоте (в смысле, господине Демьяненко), в ущерб собственным коммерческим интересам решившимся остановить поток ядовитых перчаток в Россию. Остается только удивляться, что компания такого патриота и борца за справедливость впоследствии была несколько раз замечена на таможне во время провоза перчаток другой фирмы — из Малайзии по недействительным (поддельным) санэпидзаключениям, выданным в Чеченской Республике, где их на изделия медназначения вообще не выдают (решение Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-87325/10-17-493 от 10.12.2010).
 
Потом к делу подключилась центральная пресса, Интернет, православные обозрения. Ситуацию с готовностью комментировали все кому не лень. Например, один доктор экономических наук (!) поведал радиослушателям одной радиостанции страшную историю о том, как цунами в Таиланде с корнем вырвало все посадки деревьев гевея. Сок теперь добывать неоткуда, и весь латекс — низкокачественный, а значит — ядовитый. И что компания “Анселл”, нарушая технологический процесс, отправляет свои перчатки на “радиационную сковородку”. Бедные деревья гевея об этой экологической катастрофе и знать не знали...
 
Кроме того, прошла информация, что бывший глава Департамента здравоохранения столицы запретил закупать для городских учреждений перчатки “Анселл”, тем самым спасая жизни и здоровье московских врачей и их пациентов. Это, мягко говоря, не соответствует истине: никто никому ничего не запрещал. И, как и раньше, во многих городских больницах и поликлиниках врачи используют такие перчатки, возможно, и не подозревая о “страшной угрозе”.
 
Тем временем в журналистских расследованиях приводились все новые факты. В том числе примеры “покалеченных” перчатками “Анселл” врачей. У одного из них, как оказалось, просто аллергия на латекс — поэтому он оперирует в синтетических перчатках, кстати, производства компании “Анселл”. Другая дама, якобы сильно пострадавшая от работы в “ядовитых” перчатках, никогда перчатки “Анселл” не использовала. Или взять, к примеру, упомянутый в СМИ областной консультационно-диагностический центр города Ростов-на-Дону, который якобы отказался закупать перчатки “Анселл”. В распоряжении редакции “МК” есть письмо от руководства этого центра, в котором говорится, что такими перчатками его врачи пользуются с 2004 года, очень ими довольны и ценят их за... “гипоаллергенность”. Естественно, данный центр продолжает закупать перчатки компании “Анселл”.
 
В общем, история получилась, мягко говоря, некрасивая. Самой французской фирме “Анселл” она, вероятно, тоже неприятна.
Однако больше неприятно ей другое: компания “Медбизнессервис” до сих пор ей должна. Потому что, реализовав отправленную ей продукцию, за нее так и не рассчиталась. “Анселл” подала иск на “Медбизнессервис”о взыскании долга в размере 700 тыс. долларов, который рассматривался Арбитражным институтом Стокгольмской торговой палаты. Наш дистрибьютор выступил со встречным иском — о компенсации тех самых потерь в связи с расторжением контракта. В итоге Стокгольмский арбитраж тщательно изучил все документы, в том числе предоставленный “Медбизнессервисом” контракт с “Анселлом” (который поставщик никогда не видел) — в нем указано, что в случае прекращения отношений “Анселл” должен выплатить “Медбизнессервису” компенсацию за 6 месяцев работы.
 
По всей видимости, суд усомнился в достоверности этого документа, поскольку в результате Арбитраж полностью удовлетворил требования “Анселла” и полностью отказал компании “Медбизнессервис”. Это решение, утвержденное столичным Арбитражным судом, вступило в законную силу, но ответчик и не думает его исполнять. На сегодняшний день компанией “Анселл” подано заявление о признании компании “Медбизнессервис” банкротом в Арбитражный суд Москвы.
Тем временем “Медбизнессервис” занялся дистрибьюцией других перчаток — тоже из натурального латекса. И тоже, разумеется, цитотоксичных. Только об этом еще никто не знает — видимо, до тех пор, пока с компанией не разорвут очередной контракт. И бог знает, что тогда грозит России! Ведь любые латексные перчатки можно объявить токсичными и запретить поставлять их на наш рынок. В чем тогда будут работать врачи? Осматривать пациентов голыми руками? “Если мы начнем по показателям токсичности и цитотоксичности запрещать поставки перчаток разных производителей, не только перчатки компании “Анселл” попадут в “подозреваемые”. Оставить страну без перчаток мы не можем”, — заявил представитель Росздравнадзора Исаак Эстеров на заседании Московской торгово-промышленной палаты, которая тоже рассматривала этот вопрос.
 
Но г-н Эстеров вряд ли представляет, на что способны обиженные коммерсанты. Если дать им волю, они оставят страну не только без перчаток, но и без штанов. Слава богу, пока им такой воли не дают.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру