Русский язык и литература становятся единым предметом, причем обязательным для изучения, хотя в перечень общих для всех школьников предметов (ОБЖ, физкультура и “Россия в мире”) он по-прежнему не входит. Будет ли единый предмет назван русской словесностью, пока не решено. Однако в любом случае в его рамках детей будут снова учить писать сочинения, пообещал Кондаков. (Правда, в тексте стандарта этот момент не оговорен.)
Иностранные языки также будут изучать все, причем бесплатно можно будет выбрать не один, а два. Вернется в школьную программу и астрономия: наряду с искусством, хореографией и т.д. ее включили в раздел предметов по выбору.
ОБЖ в качестве обязательного для всех предмета решено сохранить. В первую очередь, дал понять Кондаков, “чтобы показать, что такое терроризм, каковы его проявления и как от них защититься”. А учащимся 8-х и 9-х классов, подчеркнул он “МК”, “не объяснишь, почему надевают пояс шахида, — слишком рано”.
Более-менее определилось, и что представляет собой предмет “Россия в мире”, превращенный стандартом в обязательный для всех. Наполовину это будет курс отечественной истории. А на другую — география, культурология, политология и навыки ведения дискуссии. И вдобавок идеология (по версии Кондакова, “идеология гражданского общества”).
Частично “Россия в мире” заменит старшеклассникам историю, полный цикл которой завершится к 10-му классу. В 10—11-х классах этот предмет в основном будут изучать лишь те, кому история понадобится для дальнейшей учебы. Но предмет изменится принципиально: “В курс войдет не только отечественная, но и всеобщая история”.
Конечно, не во всех школах найдутся учителя-специалисты, способные читать все предметы на профильном уровне, признал Кондаков. А потому выход один — “специализация школ по одному или нескольким направлениям, включая коррекционную”. Впрочем, подчеркнул главный разработчик стандарта, “думаю, что вариант, который я сейчас представляю, не последний”. Среди запланированных изменений, дал понять он, присвоение предметам “экономика” и “право” не только профильного, но и базового уровня, а также введение нового предмета “технологии” для тех, кто после школы пойдет не в вуз, а в колледж или техникум. “Я уже обратился к группе мониторинга с предложением продлить обсуждение на два месяца”, — сообщил Кондаков.