Плохие танцоры всем мешают

Стоит ли запрещать танцевать лезгинку на улицах Москвы?

Лезгинка — некогда общепопулярный танец, непременный атрибут всех фольклорных концертов, превращается едва ли не в символ межнационального непонимания. В Ростове-на-Дону милиция намерена ввести запрет на уличное исполнение лезгинки. В Пятигорске пятеро чеченских студентов в наказание за шумные пляски не так давно были отчислены из университета. Напряженной остается ситуация и в Ставрополе, где лезгинкой на улице давно никого не удивишь. Один раз в танцоров даже стреляли из травматического оружия. Местные власти констатируют: недовольство растет. Ведь кавказские танцы у большинства россиян прочно ассоциируются с агрессией и демонстрацией национального превосходства.

В Москве лезгинку тоже танцуют в общественных местах. Подтверждение тому — многочисленные видеоролики в Интернете. “МК” попытался разобраться, так ли страшна лезгинка, как ее малюют, и к чему могут привести подобные запреты.

Стоит ли запрещать танцевать лезгинку на улицах Москвы?

Искусство и бескультурье

Стоит заметить, что все инциденты в Пятигорске и Ставрополе были связаны с нарушением общественного порядка. Так, ставропольские танцоры получили свои 10 суток отнюдь не за танец, а за мат во время исполнения лезгинки. Та же история и в Пятигорске, где плясуны матерились прямо под окнами местной администрации. Впрочем, табу на кавказские пляски в Ставропольском крае все-таки вводить не собираются. Теперь в регионе будут проходить специальные “лезгинка-баттлы”, где каждый желающий сможет публично продемонстрировать свое мастерство. Танцевальные состязания планируется проводить в форме фестивалей для молодежи всех регионов Северного Кавказа.

А вот в Ростове-на-Дону лезгинке объявили массовое “нет” во время митинга памяти студента, погибшего в драке с соседом, уроженцем одной из северокавказских республик. Митинг плавно перерос в протестное шествие, вскоре появились и националистические лозунги. Заместитель губернатора Ростовской области Сергей Горбань на пресс-конференции назвал требования митинговавших о запрете лезгинки “логичными”, объяснив это так: “Незачем делать это напоказ… Если нравится тебе танцевать, то и танцуй дома”. В то же время, как передает Интерфакс, начальник областного ГУВД Алексей Лапин заявил, что местная милиция намерена пресекать участившиеся случаи исполнения этого танца на улицах.

По мнению члена Общественной палаты РФ правозащитника Александра Брода, подобный огульный запрет идет вразрез с российским законодательством.

— Если танец угрожает безопасности прохожих или является нарушением общественного порядка, мешает проходу людей, то, безусловно, действовать нужно в соответствии с законом, — говорит Брод. — Но если речь идет просто о танце, скажем, в парке, где отдыхает кавказская диаспора, то я не вижу в этом ничего предосудительного. Вводить жесткие запреты, не учитывая обстоятельства, — это прямое нарушение Конституции.

Меж тем, как говорят профессионалы, настоящая лезгинка не имеет ничего общего с агрессией. Если и желают танцоры что-то продемонстрировать во время своей энергичной пляски, то только силу и мастерство. Это своеобразное состязание на ловкость. Впрочем, истинная лезгинка, исполняемая на сцене, и ее уличная “разновидность” — две большие разницы.

— Те любительские ролики, которые вы видите в Интернете, — это не искусство, это бескультурье, — говорит художественный руководитель хореографического ансамбля “Рассвет”, заслуженный работник культуры республики Дагестан Патимат Хайбулаева. — Да, какие-то общие элементы есть, но уличные танцоры добавляют что-то свое, лишнее, их движения слишком резки, исполнительская манера очень вызывающая. Поэтому, наверное, со стороны такой танец выглядит некрасиво, смешно, может, даже агрессивно. А если вы посмотрите, как танцуют ребята в моем ансамбле, вы никогда так не скажете, у вас дух захватит. Мы выступаем на всех городских праздниках, нас вызывают на бис. Не хотелось бы, чтобы из-за тех, кто танцует в метро, создавалось неправильное мнение обо всех танцорах в целом. Я не думаю, что они хотят кого-то припугнуть своим танцем, это просто такой выплеск энергии, темперамента. Конечно, запрещать танцевать лезгинку — это глупо, но и нашим ребятам с Кавказа стоит вести себя культурней…

Запрещать по делу!

По словам Патимат Хайбулаевой, в ее ансамбле не только уроженцы Кавказа, но и русские. Причем спрос на лезгинку у последних традиционно высок. Особенно жаждут москвичи научиться танцевать свадебную лезгинку. Просто так, для себя. Потому что красиво. Сегодня в столице работает больше 10 школ и студий, где обучают искусству самых разных кавказских танцев. И записаться туда может любой желающий вне зависимости от национальности.

Конечно, те, кто занимается танцами профессионально, вряд ли пойдут демонстрировать свое умение на улице. Как заметил администратор одной из студий, “это делают не самые культурные люди, которые не имеют представления об элементарных правилах приличия”. Но только ли в этом дело?

— Исполнение кавказских танцев в общественных местах Москвы в последние годы приняло определенную форму протестов против соответствующего отношения к кавказцам, — уверен председатель Московской осетинской общины, сопредседатель “Российского конгресса народов Кавказа” Валерий Каболов. — Выглядят такие танцы как вызов обществу и ничего общего с красивым танцем лезгинка не имеют.

— Выходит, вы одобряете табу на лезгинку?

— Ни в коем случае! Официальный запрет на исполнение лезгинки вызовет еще больший протест. Глупее мысль и придумать невозможно. Тогда надо добавить сюда осетинский, кабардинский, чеченский, ингушский, аварский и другие танцы народов Кавказа, а также гопак, краковяк, ламбаду...

— Что же вы предлагаете?

— Ничего выдумывать не надо. Существует Административный кодекс, за соблюдением которого нужно следить, а милицию обучать правильно его трактовать и им пользоваться. И главное, не делить своих граждан по национальному признаку и соблюдать их права.

А вот еще одна точка зрения.

— Любое нарушение общественного порядка, покоя и безопасности необходимо пресекать в соответствии с законом, — считает заместитель председателя Совета по делам национальностей при правительстве Москвы, заместитель председателя Общественного совета при ГУВД по городу Москве, советник председателя Совета муфтиев России Ахмед Азимов. — Кавказские традиции также порицают лезгинку, исполненную не к месту и не ко времени. Однако разговоры об общественно опасной лезгинке лишь подтверждают высокий уровень кавказофобии в нашем обществе. Лезгинка не более чем красивый танец, и скорее пугает людей не она, а собрание молодых кавказцев для ее исполнения. Любое выделение запретом какого-либо танца — намек на дискриминацию. Такие настроения, особенно среди чиновников и законодателей, являются куда большей угрозой для будущего страны. Бороться надо с ними, а не с лезгинкой…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру