В пятницу был одобрен проект, в котором представлены как станции глубокого, так и мелкого заложения. Разработчики продемонстрировали несколько вариантов конструкций: пилонно-колонного (по такому проекту построены “Марьина Роща”, “Сретенский бульвар”) и колонно-стенового типа (“Трубная”, “Достоевская”), а также односводчатую (“Строгино”) и двухпролетную конструкцию с одной колонной (“Красносельская”) для станций, заложенных на небольшой глубине. Плюс ко всему появится абсолютно новая конструкция, примеров которой в России еще нет: так называемая двухуровневая большого сечения (это когда поезда идут друг над другом). Такой проект будет использоваться для глубоколежащих станций.
Экономия налицо: отказ от индивидуальных проектов позволит сберечь средства на производстве и закупке материалов. Потребуются изготавливаемые по стандарту в массовом порядке комплектующие, а не те, которые сделаны в ограниченном количестве. Также сэкономить удастся на строймонтаже. Ведь возводить станцию по типовому проекту проще, так как на сборку стандартных компонентов требуется меньше работников и техники.
Однако у проекта тут же появилась целая армия противников. Многие посчитали, что переход на типовое строительство сделает московское метро скучным и однообразным. Разработчики уверяют: все это домыслы людей, далеких от архитектуры и вообще искусства. Метрополитен по-прежнему останется визитной карточкой столицы и России.
— Новое архитектурное решение станций дает возможность создания различных образов, которые сохранят традиции внешнего вида подземки, — сообщил Николай Шумаков, — облик станций приобретет новое, современное звучание.
Со слов главного архитектора, на самих станциях и в вестибюлях предусмотрено компактное размещение современного оборудования, необходимого для функционирования метрополитена. “Длинных” эскалаторов скорее всего больше не будет — оказывается, гораздо дешевле строить несколько спусков малой протяженности, чем один большой. Пользоваться станционными помещениями, вестибюлями и переходами будет удобно как пассажирам, так и работникам метро.
Типовые проекты заработают уже в ближайшие месяцы. К примеру, по ним будут строить станции на Люблинско-Дмитровской линии.