По словам представителя новой организации Галины Корниенко, 70% собственников жилья в Москве не заключают договоров с обслуживающими организациями и понятия не имеют, что они вообще нужны. Меж тем именно наличие подобного документа позволяет должным образом контролировать деятельность управляющих компаний и в случае нарушений привлекать их к ответственности.
А привлекать есть за что! Говоря о ТСЖ, председатель правления Общества защиты прав потребителей услуг связи и инфокоммуникаций Алексей Самохвалов отметил несоответствие качества оказываемых услуг мировым стандартам, завышение их стоимости, непрозрачность тарифов и механизмов ценообразования, отсутствие бесплатных консультаций, непрофессионализм. Причем последнее дает больше всего поводов для волнения, так как нередко несет прямую угрозу безопасности жильцов.
— Согласно нормативам тестирование системы отопления должно проводиться два раза в год, — говорит Галина Корниенко. — Это, в частности, нужно для того, чтобы контролировать давление воды в трубах. Однако большинство обслуживающих организаций эти требования не выполняют. В результате происходят гидроразрывы труб. Сегодня 20% заливов квартир в городе происходит именно по этой причине. А если бы проводилась регулярная профилактика, во многих случаях этого можно было избежать...
Все основные нормативы подробно и четко прописаны в постановлении Правительства РФ №307 “О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам” от 23 мая 2006 года. Для Москвы некоторые из них более детально конкретизируются в соответствующем постановлении столичного правительства. Так что при желании всегда можно сверить реальность и закон. Мало кто из потребителей знает, где искать ответы на свои вопросы, а большинству и в голову не приходит, что управляющие компании нас просто дурят.
Но и редкие попытки разобраться далеко не всегда приводят к желанному результату. Лишь один пример. Жильцы узнали, что плата, взимаемая ТСЖ за техобслуживание их дома, в 6 раз превышает общегородскую норму. Решили судиться. Однако районный суд принял решение в пользу обслуживающей организации, сославшись на.... несуществующий закон. Попытка №2 оказалась столь же безуспешной: суд вновь принял решение на основе закона, утратившего силу аж в 2005 году. Теперь обманутые собственники намерены искать правду в более высоких инстанциях.
Параллельно идет оформление необходимых документов для создания общественной организации “Москвичи против беззакония и коррупции в ЖКХ”. Помимо оказания юридической помощи ее члены намерены вести массовую просветительскую работу среди населения.