Образование в нашей стране держится на трех китах: детский сад, школа, колледж или университет. Естественно, в детсад малыша отправляют родители. Среднее образование в нашей стране обязательно. А вот идти в вуз или нет — решает сам выпускник. Но это в идеале. Обычно начиная с первого класса мамы и папы программируют свое чадо на “вышку”. Хотя к 17 годам большинство из них не способны сделать самостоятельный выбор, кем быть — инженером, философом или пожарным. Вот и имеем мы к третьему курсу антистудента, которого с души воротит не только от выбранной специальности, но и от высшего образования в целом.
Сразу оговоримся: лентяи и раздолбаи, отчисленные из университета по дурости, — птицы совершенно другого полета. Речь идет о ребятах, для которых отказ от вуза стал принципиальным, сознательным шагом. Новый девиз этого поколения — “Самообразование и практика”. Но способны ли они в полной мере заменить институтские знания?
“Поняла, что моя учеба — это фикция”
“Раньше студенты учились и чуть-чуть подрабатывали. А теперь работают и чуть-чуть подучивают”, — гласит современная мудрость. Однако раскованную и свободолюбивую сегодняшнюю молодежь все больше перестает устраивать такая ситуация. Решение получать практический опыт, а не тратить время на ненужные, по их мнению, вещи, приходит быстро и легко.
— Я училась в РГУ нефти и газа имени Губкина, — рассказывает 22-летняя Регина Набиуллина. — У меня не было цели учиться именно там, хотела просто поступить в какой-нибудь вуз. Пошла на поводу у стереотипов, одним словом. Баллов ЕГЭ хватило для поступления на специальность “безопасность окружающей среды на нефтяных отраслях промышленности”.
Довольно быстро стало ясно, что нефтяная промышленность — не та сфера, которой девушка хочет посвятить жизнь. Найти свое место Регине помогла творческая студия, куда она устроилась на должность дизайнера-педагога. Атмосфера творчества открыла новые перспективы, и университет в них уже не вписывался.
— Мой уход из вуза — это осознанный уход, — считает Регина. — Я устроилась на работу в детский творческий центр и открыла для себя возможность творить. Я поняла, что моя учеба — это фикция. Надоело врать самой себе, и я бросила институт. И нисколько не жалею об этом сейчас.
С точки зрения Регины, большинство высших учебных заведений сейчас не способно обеспечить качественное образование. Но спасение утопающих — дело рук самих утопающих, поэтому девушка занялась своим образованием сама:
— Я считаю, что это во много раз эффективнее, чем посещение, точнее, прогуливание лекций. Ты сам выбираешь необходимые дисциплины, сам контролируешь программу. И оценки самой себе гораздо объективнее оценок в зачетке. Я не собираюсь получать в дальнейшем диплом.
1С против Бауманки
Высшее образование не стало приоритетом и для Михаила Кротова, бывшего студента МГТУ им. Баумана. Проучившись в техническом вузе два года, Михаил всерьез задумался: а надо ли ему это?
— Я устроился программистом в крупную компанию, — вспоминает он. — Пригляделся и постепенно начал замечать, что лекции и семинары не дают мне нужных на практике знаний. Фактически всю необходимую информацию я получал самостоятельно — из книг, Интернета, от коллег. Тогда я и подумал: зачем зря тратить время?
Посоветовавшись с сослуживцами, Михаил все-таки решил забрать документы из вуза:
— В деканате были удивлены моим решением, пытались отговорить. Я не стал объяснять им ситуацию. И получилось так: у моих однокурсников был “экватор”, а у меня — выпускной. Родители рассудительно остались в стороне, сказав, что я заслужил право портить себе жизнь самостоятельно.
С уходом из Бауманки Михаил смог посвятить работе куда больше времени. Результат не замедлил сказаться: повышение и в должности, и в зарплате. Но бывший студент прекрасно понимает временность такого успеха.
— Наверно, мне придется когда-нибудь получать диплом, — предполагает Михаил. — Но пока в этом нет необходимости, сейчас у меня другие приоритеты. Если нужна будет “вышка”, для карьеры или чего-то такого, — тогда и посмотрим.
Вместе с тем Михаил не считает, что учеба в вузе — совсем уж бесполезное дело. По его словам, есть специальности, в которых без высшего образования никак.
— Высшее образование — это для тех, кто решил для себя или полностью все, или совсем ничего. Для первых “вышка” — азы профессии, для вторых — возможность потянуть время. К тому же прелестей студенческой жизни никто не отменял... А если серьезно, дело в самом человеке: хватит ему вузовских знаний для самореализации или потребуются годы практики. Но уходить из института ради работы продавцом или официантом — самая большая глупость.
Перепрыгнуть пропасть между теорией и практикой
Торговать елками или лепить игрушки — это выбор отдельных ребят. Отказавшись от вуза, они “спарашютировали” в сферу, которой доверили свое будущее. Но другие, бросая институт под влиянием момента, совершают прыжок в никуда. И сторонники, и противники высшего образования согласны, что основная причина отказа от “вышки” — это большая пропасть между учебной теорией и жизненной практикой.
В последнее время активной деятельностью на ниве образования занимается известная телеведущая Тина Канделаки. В роли члена Общественной палаты она инициировала собственный “круглый стол” по проблемам обучения и поделилась своим мнением с “МК”.
— Полагать, что без образования ты добьешься успеха в жизни, как минимум наивно, — считает Тина Канделаки — Основа рыночной системы — конкуренция, и в бизнесе этот принцип действует жестко. И сейчас, и в будущем стране все больше будут нужны хорошо подготовленные узкопрофильные специалисты. Это значит, что образование необходимо.
По мнению Канделаки, обучение в вузе должно быть прикладным, чтобы заинтересовать молодежь. Если университет будет отвечать реальным потребностям рынка, то студентам не придется получать практические навыки в ущерб учебе.
— Вузам нужно больше взаимодействовать с бизнесом, — уверена Тина. — Потому что только сами компании лучше всех знают, каких именно выпускников они хотят получить. Пока же учебные планы многих вузов безнадежно оторваны от реальной ситуации на рынке труда. А пропасть между теорией и практикой — это глобальная проблема, которая начинается у нас еще с самой школы. Дети напичканы сведениями по химии, физике, математике, астрономии, но они понятия не имеют, где и как им эти знания пригодятся.
Выход из ситуации Канделаки видит в реформе системы нынешнего образования на высшем уровне:
— Министерство образования предпринимает шаги в этом направлении. Но пока этого не случилось, студентам нужно начать с самих себя. И самообразование должно играть в этом немалую роль. С развитием Интернета возможности получать дополнительные знания стали практически безграничны. Конечно, самообразование никогда не заменит институтские знания. Но как способ саморазвития оно необходимо.
Ограничиться самообразованием или посвятить несколько лет вузу — это личное дело каждого. Принятие подобных решений под давлением или назло ему чаще всего заканчивается разочарованием. Так что до реформ системы образования молодежи остается лишь хорошенько подумать перед тем, как делать выбор.