Тяжела и неказиста жизнь вокзального таксиста

Корреспондент “МК” влился в ряды “мафии” столичных бомбил

С откровенными бандитскими группировками в столице разобрались, но есть в Москве такая мафия, которая вроде бы бессмертна, и мафия это — таксистская. Все наслышаны о бомбилах, промышляющих у вокзалов, равно как и о многолетней бесплодной борьбе с ними. В конце прошлого года столичные власти снова заявили, что намереваются ввести систему лицензирования для такси и будут ужесточать штрафы за нелегальные перевозки. В результативность этих мер многие верят с трудом — уж больно живуче убеждение в неискоренимости “таксистской мафии”. Но так ли это?

Корреспондент “МК” влился в ряды “мафии” столичных бомбил

тестовый баннер под заглавное изображение

Ленинградский вокзал: прописка без риска

Главная задача таксиста — найти клиента. Очевидно, что на вокзале есть места для “лова” получше и похуже. Самый лакомый кусок, конечно, перрон. Но работать непосредственно у поездов дают далеко не всем. Это привилегия, оплачиваемая по отдельному тарифу.

Следующее место поиска пассажира — выход из вокзала, далее — тротуар у дороги. Каждый водитель имеет право искать клиента только в отведенных ему границах. Нарушать это правило нельзя — расправа коллег по цеху будет скорой и беспощадной.

В этом убедился корреспондент “МК”, когда, прикинувшись профессиональным таксистом, попытался устроиться на работу на Ленинградском вокзале.

...На Комсомольской площади около стоянки, на въезде которой написано “taxi”, стоят мужики. У каждого на груди желтый бейджик таксиста.

Я решил зайти издалека. Заранее придумал правдоподобную легенду: водитель, отработавший в таксопарке два года, хочу попробовать себя “на вольных хлебах”, от коллег слышал рассказы про богатую жизнь водил у вокзалов.

— Здорово, мужики, — обращаюсь к “братве”, для начала решив прицениться, — до Люблино сколько будет?

— 1800 рублей, — отвечает один.

— А что так дорого? С Белорусского за 1200 везут.

— Так то с Белорусского, а у нас 1800…

Дальнейший торг, как и следовало ожидать, ни к чему не привел. Следующая фаза — разговор на задушевные темы. В ходе которого неожиданно выяснилось, что работа у вокзала не такое хлебное место, как можно было бы подумать.

— Поездок очень мало, — рассказывает один таксист, — я с раннего утра и до середины дня всего один раз съездил. Бывает так, что вообще ни одной посадки за день. В декабре уже плоховато было, а в январе вообще мертвый сезон.

Дальнейший разговор для краткости изложения опущу. Главный итог беседы: меня быстро допустили до “бригадира” — координатора, следящего за работой таксистской братии на участке.

Бригадир назвался Игорем. Он сидел в темной машине, припаркованной чуть в стороне, около здания вокзала. Вместе с ним в автомобиле еще два крепких мужика, видимо, для оказания в случае необходимости “психологической” помощи.

— На какой машине ездишь? — спрашивает Игорь.

— “Логан” новенький, — рассказываю свою легенду, — купил, несколько лет проработав в таксопарке.

— А получше чего-нибудь нету? Хотя бы “Рено Меган”. На “Логане” ты сможешь только у Ленинградского работать, а на более престижной машине мы тебя в “РЖД-такси” быстренько устроим (вот как, оказывается, все тут взаимосвязано. — Авт.), получишь официальный бейджик и сможешь брать клиентов у всех вокзалов в городе.

Быстро придумать, как у меня могут оказаться сразу две машины, не удалось.

— Ну ладно, — говорит Игорь, — можешь у нас тут работать. 4 тысячи рублей в месяц отдаешь, если будешь стоять днем, если работаешь круглосуточно — 5600 рублей. “Входной билет” 200 долларов, но это разовый взнос.

Мне определили место около ворот между зданием таможни и вокзала. Ловить клиентов разрешили только там, больше нигде. Намекнули, что нарушение границ дозволенной парковки будет пресечено быстро и безжалостно.

Размер “ежемесячных ассигнований” в хорошем смысле смутил: я ожидал, что он будет гораздо больше. Вроде как таксисты у вокзалов должны зашибать неплохие деньги, имея почти полную монополию. Но дальнейшее изучение рынка показало, что это не такое прибыльное место для таксистов, как принято думать.

Киевский: вокзал для алкашей

Вдоль автостоянки возле вокзала стройными рядами стоят таксисты. Кто тряпочкой протирает фары, кто смахивает с машины снег. Большая же часть либо тоскливо греется в салоне, либо стоит на улице, агитируя прохожих к поездке. Особо энтузиазма у зазывал нет.

Как и на Ленинградском, я начал общаться с водителями издалека. Приценился. С удивлением выяснил, что от Киевского вокзала в то же Люблино готовы везти в два раза дешевле, при том что расстояние примерно такое же.

— Как бы мне с бригадиром пообщаться, — перехожу к сути вопроса, — работу ищу.

Забегая вперед, скажу, что встретиться с начальством так и не удалось. На Киевском бригадиры приезжают на осмотр своих владений стабильно каждое 15-е число месяца, также могут неожиданно подъехать рано утром. Но постоянно никто не караулит, этих людей нужно дожидаться и вылавливать.

— Да работы-то почти нет, — грустно рассказывает водитель старой “десятки” Михаил, — зима на Киевском вокзале — мертвый сезон. Поездов очень мало, люди приезжают по большей части небогатые, сразу пересаживаются на метро. Я тут стою с 6 утра. Ни одного клиента еще не было. Следующие несколько поездов прибудут только часа через четыре. Киевский — это вокзал для старых алкашей. Заработал в день на бутылку — уже хорошо. Плати бригадиру каждый месяц и делай что хочешь: хочешь — спи в машине, хочешь — пассажиров лови.

Кстати, если водитель находит клиента, который ему не очень удобен, то пассажира за определенную мзду передают другому.

— Я живу в Алтуфьеве, — поясняет один из водителей, — допустим, мне достается заказ в Южное Бутово. Возвращаясь оттуда домой, я горючего сожгу на ползаработка. В этом случае я могу передать другому таксисту своего пассажира. Поездка стоит, к примеру, 1500 рублей. Я предлагаю коллеге за 300 рублей взять клиента. Если тот соглашается, получаю свои отступные.

фото: Геннадий Черкасов

Параллельно с неофициальными перевозчиками около всех вокзалов есть стойки “РЖД-такси”, официального конкурента “таксистской мафии”. У законных перевозчиков есть свои неоспоримые преимущества. Так, на Киевском вокзале автомобиль “РЖД-такси” может подъехать к самому перрону — остальные о подобном могут только мечтать.

На всех вокзалах, кроме Курского, расценки зависят от километража. Так, поездка до 5 километров обойдется в 600 рублей, до 20 километров — 900 рублей. На Курском вокзале тарификация почему-то осуществляется по зонам. Поездка в пределах Садового кольца будет стоить 550 рублей, доехать до ТТК — 750 рублей, а вояж до МКАД выйдет аж в 1000 рублей.

Павелецкий: вокзал для стариков

Павелецкий вокзал сейчас один из самых неустроенных в городе. Привокзальная площадь целиком занята под строительство торгового комплекса. Соответственно, нет и очевидной стоянки такси. Если на всех вокзалах пассажир выходит из здания и к его услугам десятки автомобилей, то человек, оказавшийся на Павелецком, вынужден плутать по боковым улицам в поисках хоть кого-нибудь. Собственно, этот же путь пришлось проделать и мне в поисках перевозчиков.

— Работы на Павелецком почти нет, — рассказывают уже знакомую мне историю, — днем приходит всего 8 поездов. Два из Донецка и Волгограда — сплошь рабочие, приехавшие в Москву за заработком, они на такси не поедут. Другой поезд из Луганска. На нем, как правило, едут наемные рабочие украинцы, уже имеющие трудовое место. Обычно их уже встречают хозяева. Бывает, что за целый день ни одной посадки.

Стоило только заикнуться о намерении поработать на этом вокзале, как меня стали отговаривать. По словам водителей, машин здесь так же мало, как и работы. Конкуренция высокая, и новые таксисты им не нужны.

Свое неофициальное территориальное деление, бригадиры есть и тут. Узнать о конкретных цифрах не удалось, но, судя по бедственному положению водителей, вряд ли они запредельные.

— Тут одни старики работают, — говорит таксист, — может, заказов и мало, зато так как-то спокойнее. Милиционеры вот только покоя не дают. Периодически начинают гонять, не дают ставить “шашечки” на крышу. Говорят: “Снимай”. Как с ними спорить будешь? При этом почти все таксистами работают легально. У нас зарегистрирована экономическая деятельность “таксист”, налоги платим.

Нелегальных таксистов гоняют, кстати, не только на Павелецком. У остальных (кроме площади трех вокзалов) те же проблемы. Водители, лишенные возможности пользоваться фирменной символикой, кладут надписи “такси свободно” под лобовое стекло или вешают их на грудь.

Курский: работа с подсадчиками

Территория перед самим вокзалом пуста. Въезд разрешен только для “РЖД-такси”, остальным приходится ютиться в сторонке. Когда власти решили навести порядок — шуму и драк было немало. Чтобы выгнать неофициальных перевозчиков, пришлось даже привлекать ОМОН.

Теперь перед “дикими” таксистами, отодвинутыми на второй план, стоит непростая задача. С одной стороны, нужно, чтобы потенциальный клиент их нашел, должно быть очевидно, что они занимаются извозом, с другой стороны — лишний раз мозолить взгляд милиционерам тоже нежелательно.

В результате на Курском развилась система так называемых подсадчиков. Если на других вокзалах сам водитель в отведенной зоне ищет клиента, то здесь “ловлей” занимается “спецслужба”. Подсадчики, имеющие необходимые договоренности, чтобы им не мешали работать, ищут клиентов на перроне. Среди них часто встречаются настоящие психологи, которые легко могут уболтать человека. Если пассажир соглашается, его ведут до самого автомобиля. При этом деньги клиент платит подсадчику, а тот уже отдает водителю его долю — обычно 30—50 процентов. Остальное делится поровну между подсадчиком, организатором группы и “крышей” (по осторожным словам таксистов, то ли бандитской, то ли милицейской). Несмотря на это водители все равно соглашаются работать в нелегальных бригадах: подсадчики безбожно завышают цены для клиентов, так что итоговый заработок получается больше легального.

— Зачастую пассажиры идут ловить машины самостоятельно, — рассказывает бригадир Курского вокзала Алексей, — сделать с этим мы ничего не можем. Если у нас поездка стоит 800 рублей, то проезжий бомбила спокойно повезет за 300 рублей. Снижать наши расценки мы тоже не можем, клиентов и так мало.

В конце разговора меня согласились взять на работу, попросили только приехать через неделю. К этому моменту должна была окончательно закончиться посленовогодняя суета, после которой милиционеры обычно ослабляют контроль.

Казанский: “козырный” вокзал

Казанский вокзал — мечта любого таксиста. Жизнь здесь бьет ключом. Не успевает уехать один поезд, как приходит другой. У края каждого перрона стоят 4—5 человек, зазывающих пассажиров взять такси. Бейджиков ни у кого нет, со стороны они ничем не выделяются.

— Где сейчас бригадир, я не знаю, — рассказывает местный таксист, — он редко бывает на вокзале днем. Приезжает обычно к 7 утра, недолго пребывает тут и уезжает.
Здесь зазывалы на перроне — сами водители. Подсадчиков нет. Зато конкуренция гораздо выше.

— За весь день была всего одна поездка, заработал 1000 рублей, — говорит мой собеседник, — большая часть пассажиров сразу идут к метро. Остальные пытаются поймать машину у обочины. Плюс к тому на Казанском очень много таксистов. Чуть зазеваешься — клиента уведет другой.

Как и в других местах, здесь есть своя территориальная иерархия. Следующий уровень — привокзальная площадь. Водители такси кучками стоят у дверей, выглядывая клиентов. Видимо, практика передачи заказов, если дорога неудобная, здесь используется весьма широко — у водителей периодически начинают звенеть телефоны, после чего они резво кидаются к своим машинам, где их уже ждут клиенты.

Таким образом, несмотря на то что “мафия” на вокзалах окопалась основательно, таксистский “железнодорожный бизнес” — не самая выгодная работа. Во-первых, как уже говорилось, народ у нас не такой богатый (особенно приезжие), чтобы ездить на такси втридорога, во-вторых, общественный транспорт рядом, а обычные городские бомбилы на ближайших трассах составляют реальную конкуренцию.

И это не говоря уже об официальных такси, которых становится все больше. Они работают по заказу, практически не берут клиентов “с руки”, попутчиков разве что, и уж тем более не дежурят на точках. Так что новый “крестовый поход” властей против вокзальных бомбил вполне может оказаться результативным. А если еще легальным таксистам, как намекнули городские власти, разрешат пользоваться выделенными полосами для общественного транспорта, а контролировать использование полос станут видеокамеры, то это может добить “мафию” окончательно.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру