За продажу детям крепких напитков накажут мягко

Депутаты Госдумы: “Не хотим же мы посадить полстраны!”

Систематически сбывая несовершеннолетнему водку или пиво, продавец рискует стать преступником, а хозяину продавца за спаивание детей и подростков обещано приостановление деятельности организации на срок до 90 дней и даже лишение лицензии на торговлю алкоголем.

Депутаты Госдумы: “Не хотим же мы посадить полстраны!”
Рисунок Алексея Меринова

Вчера Госдума приняла в первом чтении законопроект, вносящий соответствующие изменения в Уголовный кодекс. Любопытно, что буквально на днях правительство прислало в парламент документ аналогичного содержания, но депутаты сделали вид, что его нет.

Законопроект, за который дружно проголосовала Дума, был внесен больше года назад солидной группой депутатов из “ЕР”, КПРФ и “СР” и тихо лежал себе без движения, как это часто случается с инициативами, направленными на ограничение потребления и продажи алкоголя. Никто против них не высказывается — это непопулярно, но и до голосования дело почему-то не доходит. Но после того, как президент в своем Послании поддержал введение уголовной ответственности за продажу спиртного несовершеннолетним, тянуть дальше стало просто неприлично. К тому же через год парламентские выборы...

Один из авторов, Виктор Звагельский (“ЕР”), доложил коллегам, что по числу больных алкоголизмом детей и подростков “наша страна вот уже 8 лет занимает первое место в мире”, а более 10 млн. детей в возрасте от 11 до 18 лет (то есть половина) регулярно потребляют спиртное. Сейчас в Кодексе об административных правонарушениях есть статья, обещающая штрафы за нарушение правил розничной продажи алкоголя и пива. Но наказания предусмотрены лишь для должностных и юридических лиц, а продавцы таковыми в большинстве случаев не являются. В результате, заявил г-н Звагельский, “подростки и дети, несмотря на все запреты, пользуются имеющимся правовым пробелом и практически безнаказанно приобретают любую алкогольную продукцию и пиво”.

Устранить пробел предлагается весьма затейливым способом. Штрафы для юридических лиц, пойманных на нарушении правил продажи спиртного несовершеннолетним, увеличить в 2 раза, а перечень возможных наказаний дополнить приостановлением деятельности организации на срок до 90 дней и даже аннулированием лицензии на торговлю алкоголем. В Уголовном же кодексе, по мысли авторов, должна появиться статья, обещающая за неоднократный сбыт алкоголя и пива детям штрафы до 50—80 тысяч рублей, исправительные работы на срок до 6 месяцев и лишение права торговать на срок до 2 лет. Есть зарубежный опыт, утверждают депутаты: в Израиле за аналогичное преступление дают до 6 месяцев лишения свободы, в Эстонии — до года, а в Швеции вообще до 6 лет.

Первый замглавы Комитета по законодательству Владимир Груздев (“ЕР”) обратил внимание на то, что уголовная статья грозит лишь тем, кто нарушал “неоднократно”, то есть в течение года подвергался административным наказаниям за то же самое. Кстати, сейчас в КоАП нет ни слова о штрафах для продавцов — они предусмотрены лишь для должностных и юридических лиц. Значит, чтобы иметь основание привлекать работников прилавка к уголовной ответственности, придется ввести упоминание о них и в КоАП.

“Как можно контролировать неоднократность нарушения — ведь к каждому ларьку милиционера не приставишь?” — спросил Максим Рохмистров (ЛДПР). Нет проблем, ответил г-н Груздев, вся информация об административных правонарушениях есть в базе данных. Предложение заводить уголовные дела при первом же случае продажи спиртного детям поддержки у него не нашло: “Не хотим же мы посадить полстраны!”

Некоторые народные избранники сочли несправедливым грозить уголовкой лишь продавцам, а не их хозяевам. Но им объяснили: уголовная ответственность в России носит индивидуальный характер, и нельзя привлекать к ней тех, кто лично преступление не совершал. А бутылку в руки подростку вручает все же продавец. К тому же “для торгующей организации аннулирование лицензии и приостановление деятельности страшнее, чем уголовная статья”, сказал г-н Звагельский...

“Никакой это не правовой пробел — это пробел политической воли! — заявила, выступая от фракции, коммунистка Нина Останина. — Неужели нужно было ждать 2010 года и Послания президента, чтобы ужесточить наказания за продажу несовершеннолетним алкоголя?” Вопрос этот большинство сочло риторическим. Ирина Яровая (“ЕР”) пыталась убедить коллег по депутатскому корпусу, что партия власти давно и систематически борется за здоровый образ жизни молодежи вообще и с алкоголизацией населения в частности. “Послушал я г-жу Яровую и вспомнил Элвиса Пресли — “I will cry right now”, что в переводе, кто не знает, “я прямо сейчас разрыдаюсь”, — не удержался от ехидства справоросс Антон Беляков. По его мнению, оснований для оптимизма пока мало: есть “пивное лобби”, а первое чтение — это еще не закон, вступивший в силу.

То, что его опасения небеспочвенны, подтвердил и г-н Звагельский: отвечая на предложение коммуниста Николая Коломейцева запретить заодно продавать спиртное “хотя бы в радиусе 500 м от школ”, он напомнил, что законопроект такого содержания уже принят Госдумой в первом чтении “в прошлом году”. То есть в 2009-м. И с тех пор никак не дождется второго чтения.

...Что будет делать Госдума с правительственным законопроектом, похожим на принятый вчера, как брат-близнец, непонятно. Логику Белого дома понять трудно. Сначала за подписью тогда еще вице-премьера Собянина с интервалом в полгода в парламент пришло два заключения на депутатскую инициативу. Критикуя отдельные положения законопроекта, они в целом его поддерживают. А в ноябре в правительстве вдруг решили написать свой. Написали. И внесли...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру