Ямбург-сити

“МК” встретился с известнейшим столичным педагогом

Очень давно, в годы перестройки, когда я готовилась к поступлению в иняз, моим учителем истории был Евгений Александрович Ямбург. Это сейчас он, доктор педагогических наук, заслуженный учитель России, не нуждается в представлении. А в те далекие восьмидесятые молодой директор сто девятой школы, засучив брюки, бодро перемещался по стройплощадке, контролируя, не хуже заправского прораба, возведение нового лицейского здания. Со времен нашего первого знакомства утекли мегатонны воды. “Школа Ямбурга” (ныне — “Ямбург-центр”) с тех пор приросла парой конюшен и двумя кораблями, обзавелась гончарной мастерской, а также роскошным спорткомплексом и кинозалом, оснащенными по последнему слову науки и техники. И во главе всего этого он — Евгений Александрович.

“МК” встретился с известнейшим столичным педагогом

— В прошлом году, когда обновляли футбольное поле, явился в школьный двор мужик — в состоянии средней тяжести подпития, с ножом и… “нижайшей” просьбой отрезать в дар квадратный метр травяного покрытия, а то, вишь, у тещи на могиле трава, зараза, не растет! — Легендарный педагог наглядно демонстрирует, что из любой байки можно извлечь педагогическую пользу, через юмор и литературные аллюзии посеять в умах подопечных семена иммунитета к столь сладкой для большинства наших соотечественников халяве.

Он вообще считает, что “с детьми надо разговаривать”. А врать им следует по минимуму, желательно не врать вообще.

— Фарисейство не может не разлагать, оно взращивает лишь циников, а чего вы хотите?.. Когда на празднике Победы Дима Билан, прохаживаясь “лунной походкой” Майкла Джексона, поглаживая ширинку, поет “Темная ночь”, а на подпевке у него гламурные девицы в военной форме — может ли это, скажите, по-настоящему тронуть детскую душу?.. Вряд ли. А между тем, когда я показывал подросткам фильм “Катынь” (тогда он был еще под запретом), девочки плакали навзрыд, это был катарсис… — вспоминает Ямбург.

В разговоре с Евгением Александровичем иногда забываешь задавать вопросы — просто слушаешь, слушаешь и понимаешь, что и дальше готов слушать эти необычайно глубокие монологи Ямбурга...

…о тупиковых ситуациях учителя

…Бывает, какой-нибудь особо вдумчивый и одновременно горячий подросток своими “убойными” вопросами (например: “А есть ли в России демократия?”) буквально ставит педагога в тупик. Перед российским учителем (а уж перед историком и подавно!) стоит вечная дилемма: отвечать ли на неудобный вопрос “как есть” (по крайней мере — “как думаешь”) или же — “как надо”, то бишь не отклоняясь от официальной версии Минобраза. Оба варианта — с серьезным изъяном: в первом случае в горячей голове может вспыхнуть желание тотчас же ринуться в бой — дабы искоренить социальные пороки. Ну а второй вариант чреват опасностью воспитать приспособленца, каковых у нас и так полна коробочка. Оказывается, в таком тупиковом варианте историка могут выручить… стихи. Как-то разговор о “векторе развития России” плавно перетек на уроке в стихотворные строки поэта Игоря Иртеньева — к слову, близкого друга Евгения Александровича: “День за днем и год за годом, с большевистской прямотой мчится время задним ходом в старый добрый наш “застой”.

…Ну, а выводы дети сделали сами — полезная разновидность мозговой деятельности в любом возрасте!

…о победах и интернет-зависимости

— Какова моя самая весомая педагогическая победа? Что ж, отвечу… Видите за пределами школьного двора, на заборе, “баннеры Окуджавы” — к ним обращен “взор Булата” (из директорского окна виден изящный памятник работы Рукавишникова. — Авт.)? Вот моя гордость!.. Охраны нет, а между тем, заметьте, на баннерах — ни похабных рисунков, ни мата… Думаете, это легко далось?.. Отнюдь. В конце 80-х мы сделали спектакль по произведениям и биографии Окуджавы. Нарушили, так сказать, традицию, увековечив живого классика. Мало того, пригласили Булата Шалвовича и его друга Зиновия Гердта в качестве почетных зрителей. Два часа поэт и актер сидели в зале, слушали… А потом бард вышел на сцену и произнес какие-то очень теплые слова (запись хранится в школе). Выходит, уехал от нас Булат человеком, а вернулся — памятником...

На вопрос, что делать с поголовной интернет-зависимостью школяров и есть ли от этого бедствия панацея, Ямбург ответил не сразу. Он сделал глубокую затяжку, откашлялся, затем подошел к окну:

— Видели наше хозяйство? Двадцать семь лошадей — целый табун! И за каждой уход нужен — хочешь кататься, люби и лошадку чистить, а как же! Для творческих ребят — мастерские: художественная, гончарная… Для спортсменов — спорткомплекс почти профессиональный… Для киноманов кинозал 3D, со спецэффектами… Понимаете, когда идет нормальная человеческая жизнь, она и перевешивает всякую туфту, в том числе “виртуальную”. А ежели зацикливаться на “тухлятине” официозной, тогда, конечно, виртуальность накроет медным тазом! Ну а сам по себе Интернет — никакой, конечно, не монстр, это очень полезный инструмент, просто нужно научить им пользоваться. И необходимо создавать ему альтернативу, чтобы “передоза” не было, — вот и весь секрет.

…о ЕГЭ

Я предлагаю “отцепить” ЕГЭ от государства — создать независимые коммерческие центры по сдаче ЕГЭ... Да-да, не удивляйтесь — коммерческие! Допустим, я директор такого центра, вы — ректор МГУ. Мы с вами заключаем договор на проведение экзаменов. Первый раз ребенок сдает бесплатно; кого не устраивает результат — пересдает, но уже за “бабки”. Можешь хоть каждый месяц “результат улучшать”, пока не поумнеешь (или пока деньги у родителей не кончатся!). Потом, допустим, выясняется, что поступившие в МГУ “многобалльники” пишут, условно говоря, “не” с глаголом слитно и вы, ректор, разочарованный необъективностью результатов, договор со мной расторгаете — и все, я рухнул коммерчески! Уверяю вас, если все по уму сделать, КПД системы был бы вполне приличный! А у нас что? Взять, к примеру, скандал в Ростовской области, где учитель “за Васю писал математику”… Так его, бедолагу, поставили между молотом и наковальней — между голодом и преступлением!.. Это ж надо до такого абсурда дойти: плохо сдали ЕГЭ — и всё, закрываем школу!.. Ну а как насчет “теории избирательных способностей”? Вот у нас мальчишка был, художник просто потрясающий (до сих пор его работы в коридорах глаз радуют!). Так вот он в начале выпускного класса в диктантах делал до 60 ошибок! А в конце обучения — “всего лишь” десять! Да учителю за такой прогресс орден давать надо! А ЕГЭ его точно бы от высшего образования отсек! Хорошо, что это происходило в “доегэшную эпоху”, когда совмещенные с вузами экзамены были… Я ректора художественной академии предупредил: “Делайте что хотите, но имейте в виду: если этого парня на экзамене запорете, пропадет гениальный художник!” Слава Богу, он поступил, и предсказания мои сбылись: теперь он преуспевающий пейзажист, все у него хорошо… Скажете, это нечестно? А на помойку таланты честно выбрасывать?!

…о воспитании

— Приходит как-то ко мне старшеклассник за советом: нравится, мол, девочка из параллельного класса, сил нет! А как сказать о своих чувствах — не знает, слова подходящие подобрать — непростое по нынешним временам дело. Как, спрашивает, быть? “Напиши ей письмо”, — говорю. А он недоумевает: “Эсэмэску, что ли, послать?”

Это к вопросу о влиянии IT-технологий на лексический багаж современного школяра...

— Подлинное воспитание не терпит фальши, оно просто немыслимо без взаимной искренности учителя и ученика… Увы, мы стали забывать о том, что воспитать в ребенке чувство собственного достоинства — гораздо важнее, чем вырастить из него успешного карьериста… Если хочешь для своего чада успеха, ну пошли ты его на “Селигер” или отдай в православную гимназию. Конечная же цель воспитания, уверен, это расширение внутреннего пространства свободы души. Для самосохранения души уход в частную жизнь — не самый плохой вариант: все лучше, чем тупо брать под козырек, выполняя чьи-то чудовищно бездарные указания… Все же понятие “Родина” — неизмеримо более емкое, нежели понятие “государство”.

Люди, далекие от школы, оказавшись волею судеб в школьном коридоре во время перемены, ошеломленные броуновским движением, искренне недоумевают: “Как вы здесь работаете? Это же сумасшедший дом!” “Да, но это наш любимый сумасшедший дом!” — уточняет в таких случаях Ямбург…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру