Можно ли отравиться водкой, которой торгуют в магазинах? Чтобы ответить на этот вопрос, мы приобрели в разных торговых точках Москвы и Подмосковья три образца “беленькой” — дешевую, средней ценовой категории и дорогую — и исследовали их в лаборатории Испытательного центра продуктов питания и продовольственного сырья “Ростест-Москва”. Ни одного нарушения нормативов эксперты не выявили.
Купленные нами водочные изделия испытывали на соответствие ГОСТу Р 51355-99 “Водки и водки особые. Общие технические условия”. То есть специалисты проверили продающиеся у нас горячительные напитки на все возможные вредные включения.
Дорогую водку (за 327 рублей пол-литра) мы приобрели в одном из столичных супермаркетов. Исследователи не нашли в ней ни осадка, ни посторонних включений. Аромат оказался “характерным водочным”, вкус — “присущим водке”, послевкусие — “мягким, слегка сладковатым, характерным коротким”. Крепость соответствовала допустимому уровню — ровно 40 градусов. Массовая концентрация альдегидов в квадратном дюйме безводного спирта составила 1,82 +-0,27 при норме не более 3. Концентрации сложных эфиров, сивушных масел также соответствовали ГОСТу. В итоге образец оказался полностью соответствующим требованиям нормативной документации.
Следующий экземпляр, приобретенный в магазинчике на окраине города за 210 рэ пол-литра, как выяснилось, был произведен в Нальчике, что нас сразу же насторожило. Но и тут все оказалось в порядке — те же самые сорок градусов с нормативным установленным содержанием альдегидов и сивушных масел. Отличались только аромат (“водочный со спиртовым оттенком”) и вкус “жесткий и горечью во вкусе и послевкусии”. И эту водку, как рассудили эксперты, можно пить, не опасаясь протянуть ноги.
Самую дешевую “горькую” (110 рублей за пол-литра) мы прикупили в ближайшем Подмосковье. Вкус и аромат у нее оказались такими же, как и у ее “коллеги” из средней ценовой категории. Все остальные показатели с гаком укладывались в нормативы. Итог — соответствие нормативной документации полное.
* * *
Сегодня эксперты признают водку самым чистым из всех крепких алкогольных напитков мира. В виски, джинах, коньяках, бренди количество вредных для здоровья веществ в десятки, а порой и сотни раз больше. Вещества, придающие крепким спиртным напиткам букет и вкус (те самые альдегиды, сивушные масла и сложные эфиры), сильно действуют на все жизненно важные органы, способствуют расширению сосудов лица и оболочек мозга, вызывают ненужный прилив крови к голове.
Научное исследование о влиянии водки на здоровье человека еще в 1903 году провел русский физиолог Николай Волович. В качестве индикатора влияния дозы водки на организм он взял пульс человека. Для статистики было отобрано 50 персон различного возраста и различной весовой категории, на которых и поставили этот приятный опыт. Средние результаты опытов Воловича показали, что употребление человеком 50 граммов водки практически не увеличивает его пульс в сутки ни на один удар. Именно это количество алкоголя в дальнейшем было принято медиками как нормальное. Прием 250 г водки за один день опасен, так как учащает пульс на 10—12 тысяч ударов больше нормы, тем самым на сердце наваливается дополнительная колоссальная нагрузка.
Проведя более подробные исследования, медики доказали, что 50 граммов водки — доза даже полезная в случае легкой простуды. К тому же такое количество способствует растворению холестериновых бляшек и тромбов в кровеносных сосудах и является отличной профилактикой тромбофлебита. В беседе с обозревателем “МК” это подтверждали лучшие кардиологи страны.
Медико-статистические исследования английских медиков доказали, что риск получить апоплексический удар резко снижается не для трезвенников (!), а для тех, кто выпивает 200—250 г водки в неделю. Правда, тут есть и другая информация. При выпивании литра водки в неделю шансы заработать инсульт повышаются до 90%. Надо еще отметить, что вышеуказанные нормы потребления водки рассчитывались исключительно для мужчин. Женщины, чтобы добиться того же результата, должны все поделить надвое.
О некоторых особенностях современной водки рассказал “МК” главный нарколог страны Евгений БРЮН.
— Евгений Алексеевич, отличаются ли чем-нибудь водки разных сортов, что влияет на цену?
— Конечно, водки отличаются чистотой воды и чистотой спирта. Качество воды зависит от того, где ее взяли и насколько очистили. Качество спирта — от того, из чего его произвели: из опилок, картошки (лучше всего — из пшеницы или сахара). Но на цену больше всего влияет именно степень очистки спирта от сивухи и т.н. многоатомных спиртов. Очистка — очень затратный процесс. На цену влияет в том числе и бренд.
— Минимальная цена на водку в России установлена — 89 рублей за пол-литра. Должна быть максимальная цена?
— Я думаю, что минимальная предельная цена должна быть рублей 400. Именно потому что производить чистую водку достаточно дорого, к тому же надо повышать акцизы на спиртное. А при формировании цены нужно отталкиваться от цены за градус продукции — не важно, вино это, пиво или водка. Тогда даже кухонный экономист сосчитает, что ему все равно что покупать. А сегодня цена 1 градуса водки гораздо ниже, чем 1 градуса пива, поэтому у нас предпочитают покупать крепкие напитки. И не то чтобы травятся напрямую — просто получают большую алкогольную нагрузку.
— Как, по-вашему, водка в советские времена была лучше?
— Качество медицинского спирта было при СССР выше всяких похвал, и водка, конечно, была чище — все ГОСТы соблюдали очень жестко. Хотя, по нашим исследованиям, и сейчас водка неплохая, да и ваши исследования это подтвердили. Неплохая — в смысле как химический продукт.
— Как пить, чтобы не было похмелья? Чем закусывать, может, запивать?
— Чтобы не было похмелья, лучше не пить — вопрос не в том, что вы неправильно закусили, а в том, сколько спирта в организм поступило. Если много — все будет очень плохо. Некоторые говорят, что лучше всего закусывать картошкой, другие — кислыми продуктами, третьи — бульонами, мясом. Но не важно, чем закусываешь, — важно, сколько пьешь и каково состояние печени. Кто-то алкоголь запивает, кто-то разводит. Ни в коем случае нельзя для этого использовать сладкие напитки — сахар находится в конкурентных отношениях со спиртом, и если они поступают в организм одновременно, алкоголь перерабатывается значительно медленнее и не до конца, а значит, интоксикация будет серьезнее.
— Можно ли мешать разные сорта водки?
— Мешать можно — это в принципе один продукт. А вот вино с водкой или пиво с водкой мешать нельзя — увеличивается нагрузка на печень.
По стандартам, водка — это спиртной напиток, представляющий собой бесцветную водно-спиртовую жидкость крепостью 40—45, 50 и 56% с характерным вкусом и запахом.
— Спирт можно получить из любого углеводсодержащего сырья, — говорит зав. отделом технологии ликероводочного производства ВНИИ пищевых биотехнологий И.И.Бурачевский. — Сахара, получаемые из картофеля, зерна, свеклы, сбраживаются дрожжеподобными микроорганизмами и превращаются в спирт. В последнее время для водки спирт изготавливают из зерна: пшеницы, ржи. Древесные спирты у нас не применяются — это не допускают ГОСТы. Даже в медицине используется спирт из пищевого сырья.
Спирты из пищевого сырья в зависимости от степени очистки бывают класса “люкс”, “экстра” и высшей очистки. Самый чистый спирт — класса “люкс”.
Есть и особые водки — с добавлением ароматизирующих компонентов: эфирных масел лимона или апельсина, настоев ягод, цветков сирени, бессмертника и липы, ароматных спиртов. Для смягчения вкуса в водку добавляют сахара, питьевую соду, органические кислоты, настои, глицерин.
Рецепт водки вроде бы прост: 40 объемов спирта в 100 объемах воды. И, как говорится, соль, сахар — по вкусу. Но сотрудник ВНИИПБТ говорит, что в домашних условиях можно получить нечто похожее, но назвать эту жидкость водкой нельзя: знаменитый русский напиток можно получить только в заводских условиях. В производстве используется очищенный спирт и специально подготовленная вода.
— В начале года мы провели мониторинг и закупили 10 образцов дешевой водки, которую подделывают чаще всего, — говорит Назаров И.В., зам. директора ГУП г. Москвы “Московское качество”. — Физико-химические свойства соответствовали ГОСТу. И только благодаря профессионализму 12 дегустаторов 3 образца забраковали. Там были посторонние ароматы, горечь во вкусе. Существует мнение, что если такая горечь есть, то использовался гидролизный, а не пищевой спирт. Хотя это и необязательно. С вином и коньяком фальсификация встречается гораздо чаще.
Первый параметр, по которому проводятся исследования, — органолептический: на вкус, цвет, прозрачность. Есть еще физико-химические показатели, которые включают исследования на безопасность и качество. В водке не должно быть метилового спирта и других примесей.
— Есть еще такой спорный момент: зачем получать химически чистый спирт? — продолжает Назаров. — Это уже не совсем натуральный продукт. Должны быть примеси. Например, фурфурол, который в общем-то ядовит. Однако есть ПДК, и в очень малых количествах это вещество улучшает вкус. Технология изготовления водки проста. И на предприятии с соответствующим оборудованием получить безопасный продукт труда не составляет. А качество — это сложный вопрос. Нормам ГОСТа водка может соответствовать, но вкус и аромат…
Дело в том, что сейчас проводится контроль только на предмет безопасности. С другой стороны, конкуренция на этом рынке огромная и предприятиям невыгодно производить некачественный продукт. И грубые подделки, которые были в 90-х годах, когда открываешь бутылку и сразу чувствуется запах ацетона, уже не встречаются. Подпольное производство было всегда небольшим, и нелегальная продукция изготавливается в общем-то на легальных заводах. Вопрос из чего? Есть пищевые спирты. Есть древесные или гидролизные, которые сделаны из опилок и других отходов деревообрабатывающей промышленности. А есть и синтетические спирты, полученные из продуктов нефтегазового производства.
— Если мы говорим о фальсификации, то здесь происходит разбавление плохого пищевого спирта хорошим синтетическим — и получается безопасный по показателям ГОСТа продукт. Как отличить пищевой спирт от древесного? Формула-то одна. По содержанию микропримесей, и то с большим трудом. Даже дегустаторы затрудняются определить продукт, — говорят эксперты.
Получается, что мы покупаем кота в мешке. В “Московском качестве” говорят, что рекомендации, которые давали раньше, потеряли свою актуальность. Раньше советовали смотреть, криво ли приклеена этикетка. Сейчас все выглядит очень культурно. Фальсификаторы как минимум научились собирать тару. Что же касается органолептики, то если вы профессионал-дегустатор с многолетним стажем, то еще что-то сможете определить. А обычному потребителю не стоит испытывать иллюзии по этому поводу. Только с помощью лабораторных методов, да и то с большим трудом, можно что-то понять. Даже по последствиям употребления нельзя с абсолютной уверенностью сказать, качественный вам попался продукт или нет. Ведь этиловый спирт сам по себе продукт не особо полезный. Конечно, в нашем организме он присутствует в малом количестве. Но переносимость у каждого индивидуальная. Вопрос еще в количестве, а это понятие весьма растяжимое.
* * *
…Как выяснили исследователи старины, еще в XII веке русские летописи писали о создании промышленных винокурен на Руси. А прародителем российского промышленного производства водки сегодня считают винокурню в Хлынове (Киров-Вятка), построенную в 1147 году. Некоторые ученые полагают, что слово “водка” родилось в Чудовом монастыре, который находился в Московском Кремле. Именно монахи начали первыми добавлять в сей напиток различные целебные травки, создавая на его базе прекрасные настойки и наливки. Но другие исследователи оспаривают факт первенства монахов Чудова монастыря в этом алкогольном вопросе и отдают его Великому Новгороду. В берестяной грамоте, датированной XIII веком, найдено слово “водка”, или на новгородский лад “водя”. В Москве же в это время водку предпочитали называть “вареным вином”.
В Древней Руси были известны такие сорта водки: вино простое — водка обыкновенная; вино доброе — водка улучшенная, вино боярское — водка высшего качества. Первые государи страны даже обзавелись специальными службами для надзора за производством водки. А т.н. чашечный путь (путем в то время называли промысел, приносящий казне доход) в XV—XVI веках считался одним из главных. При Екатерине Великой водка стала напитком высшего общества, имеющим высочайшую репутацию уникальной питьевой чистоты и удивительной медицинской полезности. Надо отметить, что, по словам главного нарколога страны Евгения Брюна, в позапрошлом веке и пил народ значительно скромнее — всего по 0,9 литра в пересчете на чистый спирт в год. Сегодня же потребление достигло в стране 15 л на душу.
Приоритет России в изобретении водки закреплен в 1982 году решением международного арбитража.