Законопроект «Об образовании» принципиально меняет роль предшкольного обучения в России. В соответствии с мировым тенденциями, наша детсадовская система впервые признается не «камерой хранения» для дошколят на время, пока мама на работе, а самостоятельным уровнем системы образования. Между тем столь радикальные изменения прописаны более, чем нечетко. А их финансовая составляющая и вовсе оставлена за скобками.
К примеру, проект закона впервые устанавливает обязательность дошкольного обучения. По духу она касается только государства, подчеркнул зампред комиссии Общественной палаты по образованию Ефим Рачевский: «Это оно обязано предоставить такую возможность семьям, в то время как обязательного дошкольного образования вне семьи -- в детском саду -- в законе нет». Однако буква закона фактически отменяет право на разрешенное ныне семейное (домашнее) воспитание ребенка, считает сопредседатель московского отделения общественной организации «За права семьи» Ольга Кухтенкова. А ведь такое право должно быть предоставлено каждой семье, подчеркнула она: «Заинтересованность общества в этой форме обучения и воспитания есть. 14% семей хотят воспитывать дошколят дома. Да и многие школьники предпочитают семейное обучение: в 2007 году, например, по этой схеме учились около 100 тыс. детей. По данным американских исследований, домашнее образование на 15-30% лучше школьного, а, значит, должно сохраниться не только дошкольное домашнее обучение, а и экстернат. Но закон этого не предусматривает».
Помимо очевидного нарушения прав семей в этом случае, законопроект создает и другую коллизию. Если дошкольная ступень становится обязательной частью обучения, то она наряду с общеобразовательной школой должна быть, во-первых, общедоступной, а, во-вторых, бесплатной – в противном случае нарушаются конституционные права граждан на образование. Но очереди в детские сады не только не рассасываются, но год от года растут, напомнил член комиссии Общественной палаты по образованию, детский правозащитник Борис Альтшулер: «В очередях в детские сады у нас уже 1,5 млн человек. Нигде в мире такого не потерпели бы, а у нас терпят -- наверное, надо, чтобы президент внес в перечень оснований для утраты доверия к главе региона наличие очередей в детские сады»,-- предполагает он.
Между тем надо еще и другое, убеждена директор Института развития образования (ИРО) Ирина Абанкина: «Надо понимать стоимость пакета принятых решений, но общая стоимость законопроекта неизвестна, и в том числе – обязательного дошкольного образования». Сейчас школы финансируются за счет регионов, а детские сады – за счет муниципалитетов, напомнила она. Одна лишь стоимость оплаты педагогов обязательных и всеобщих детсадов, по расчетам ИРО, составит 238 млрд рублей. У нищих муниципалитетов таких денег нет. А, значит, радикальная реформа дошкольного образования замышляется с необеспеченным мандатом на оплату детских садов, хотя из финансово необеспеченных реформ, как показывает наша собственная практика, ничего путного не выходит.
Не определено, и «что есть результаты дошкольного образования»,-- констатировал глава группы разработчиков новых образовательных стандартов Александр Кондаков. Таким образом, «замерить», хорошо ли подготовлен ребенок к школе, не выйдет. Зато чрезмерное внимание, по словам вице-президента Российской академии образования Виктора Болотова, уделено результатам духовно-нравственного воспитания: «Они прописаны даже в образовательных стандартах – а в этом отношении даже Советский Союз отдыхает!»
В самом деле, «дальше стандарта воспитания – только Бухенвальд с обмером черепов»,-- считает ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук Анатолий Каспаржак. Впрочем, отчаиваться не стоит: «Нас спасет российская традиция, что ни один закон никогда не выполняется. Вот и этот закон примут в едином порыве. А потом исполнять не будут. Так что будем жить дальше»,-- предсказывает он.