“Провезя по городу на автомобиле небольшой импульсный широкополосный генератор, можно вызвать череду аварий, которые приведут к сбою в банковской системе, инженерной инфраструктуре, системе воздушного сообщения, транспорта, метро, медицинского обеспечения. Вокруг Москвы несколько аэропортов, а в самом городе — 8 атомных реакторов”, — запугал всех председатель Комиссии Общественного совета Москвы по вопросам развития научного и интеллектуального потенциала Сергей Дацко. Подобная ЧС способна парализовать Москву, где сосредоточены ведущие банки страны, находятся госструктуры, масса опасных производств. “ЭМИ могут иметь свои уровни воздействия на человека — от неощутимого до разрушительного, летального, — добавляет член-корреспондент РАН Николай Махутов. — С их помощью можно вызвать пожары, взрывы, выбросы опасных веществ в окружающую среду”.
Как отметили ученые, уже разработан очень мощный генератор в виде обычной папки для бумаг — он способен вызывать пожары и отключать компьютеры даже на расстоянии. “Но ситуация далеко не безнадежна, — успокаивает Дацко. — Генераторы — радиоэлектронные устройства, их можно обнаружить и обезвредить”.
Другой вопрос, что этим никто не занимается. Поэтому ученые предлагают принять в столице целевую программу по защите горожан от ЭМИ. В США, например, такая программа давно принята. И у каждого клерка есть памятка, что делать, случись ЭМ-угроза. А ежегодно на защитные мероприятия в этой области в Америке выделяется 16 миллиардов долларов.
По мнению завотделом Московского центра гигиены эпидемиологии Елены Рудневой, в московскую программу следует включить мероприятия по выявлению очагов ЭМИ и защите от них москвичей. Ежегодный мониторинг, который проводят эпидемиологи, обнаруживает массу таких “слабых точек” в городе. Чаще всего специалисты центра выезжают на “замеры” по жалобам горожан, в их дома или на предприятия. Больше всего “фонят” СВЧ-печки, мобильные телефоны, аппараты УЗИ и ядерно-магнитные томографы в больницах, персональные компьютеры. Наиболее чувствительна к воздействию ЭМИ нервная система; впрочем, некоторые ученые полагают, что это излучение может приводить к развитию онкологии или бесплодию. Особую опасность у специалистов вызывает новое высокотехнологичное оборудование, которое сейчас поставляют в наши больницы.
А вот по мнению сотрудника НИИ ВК им. Карцева Михаила Ксенофонтова, “на сегодня ничего опаснее для населения, чем базовые станции сотовой связи, в Москве нет”. Больше всего напичкан этими станциями центр столицы: живущие и работающие тут люди часто жалуются на упадок сил, головные боли. “Иногда офис переезжает в новое здание, и люди жалуются: “Два часа поработаешь, и все, больше не можем”, — рассказывает Ксенофонтов. Например, на пересечении Садового кольца с Новым Арбатом находятся сразу два базовые станции, создающие очень опасное перекрестное облучение. Еще одно проблемное здание — на улице Заморенова, прямо рядом со школой. “А меры безопасности очень простые — повесить металлизированные шторки, отражающие ЭМИ”, — говорит Ксенофонтов. Сложнее ситуация с подземкой, где сейчас уже можно говорить по сотовому телефону. По мнению ученого, это большое зло: “Десять человек говорят, а все остальные в замкнутом пространстве “дышат” излучениями”. В метро, впрочем, нас поджидает и другая опасность: возле первого и последнего вагонов состава на платформе формируется низкочастотное магнитное поле, что, по словам Ксенофонтова, грозит выкидышами беременным женщинам.
В целях защиты Москвы от ЭМИ ученые предлагают проводить экранизацию зданий или хотя бы вешать на их окнах металлические шторки; высаживать по каркасам здания деревья — в первую очередь хвойные, которые хорошо отражают ЭМИ. А стены зданий оклеивать специальными обоями, которые уже изобретены.