Технологию голосования соблюли по всем пунктам. Даже создали свою “участковую комиссию” — работники нашего отдела кадров заранее посчитали и подписали 200 бланков бюллетеней. Им еще повезло с количеством: как заметила пресс-секретарь ФЦИ (Федерального центра информатизации) при ЦИК России Лариса Богданович, “а если в списки включено три тысячи человек на участке — то два члена участковой комиссии должны поставить каждый по три тысячи подписей”.
Не обошлось и без наблюдателей. Честь ими стать выпала заместителю главного редактора “МК” Вадиму Поэгли и автору этих строк, корреспонденту отдела политики Екатерине Черкасовой. Сперва мы понаблюдали за тестированием КОИБов — для каждого устройства подготовили по 8 тестовых бюллетеней. По правилам, процедуру должен проводить “оператор из состава членов участковой комиссии с правом решающего голоса, прошедший обучение-подготовку по использованию устройства и имеющий соответствующий сертификат”. Чтобы облегчить жизнь сотрудницам отдела кадров “МК”, все обязанности в этом вопросе взял на себя специалист ФЦИ при ЦИК России Максим Гайдуков.
— Процедура тестирования проводится для того, чтобы перед открытием избирательного участка продемонстрировать наблюдателям и членам избиркома правильность работы КОИБов, — объяснил Максим.
Мы, конечно, знали, что комплекс обработки бюллетеней говорящий, но тем не менее каждая произнесенная им фраза вызывала радостные эмоции. Когда оператор опустил в сканер бюллетень без печати и без отметок, через пару секунд устройство выразило свое недовольство: “Бюллетень неустановленной формы, печать отсутствует”. После семи безуспешных попыток обмануть КОИБ было принято решение выборы начинать, ибо все честно.
Избирателям предложили список из пяти кандидатур, победивших на редакционных праймериз — фамилии были напечатаны в бюллетенях.
Голосование у нас получилось “А ну-ка, девушки!”. Под первым номером (номинация “за цикл репортажей о “Хромой лошади” в Перми и судебном расследовании дела капитана Захаркина”) значилась Ирина Боброва. Вторая — Ольга Божьева, за проблемные материалы об авиации. Третья — Юлия Калинина, за ее авторские публицистические колонки. Ева Меркачева номинировалась на звание лучшего журналиста за расследование современного состояния организованной преступности. Заключительным номером в списке кандидатов была Светлана Самоделова — за материалы о трагедии польского самолета и статьи, посвященные юбилею Великой Отечественной войны.
В четыре часа дня двери избиркома открылись. Народ повалил валом — до сих пор еще мало кому из журналистов “МК” доводилось пользоваться КОИБами. Кстати, каждый раз, когда бюллетень пытались вставить неправильно, устройство сообщало об ошибке. Одна из журналисток с сарказмом ответила машине “Извините!”, после чего исправилась — и ее голос был все-таки принят.
— Надо научить КОИБ говорить “Спасибо!”.
— Уже работаем над этим, — на полном серьезе заявил Максим Гайдуков. В Центризбиркоме обещают, что уже совсем скоро КОИБ будет приветствовать избирателя и благодарить за участие в выборах.
Комплекс обработки избирательных бюллетеней используется для подсчета голосов достаточно давно — пройдя путь от сканера избирательного бюллетен 1996 года до разговаривающего помощника 2010-го. Три раза ( с 2004 по 2006 год) КОИБы использовались во время национального телевизионного конкурса “ТЭФИ”. Однако модели образца 2010 года успели побывать только на выборах 10 октября в Челябинске — в количестве 100 штук.
Через десять минут после открытия выборов проголосовали уже 18 человек. Председатель комиссии скрупулезно сверял данные с журналом, где каждый должен был расписаться за выданный бюллетень.
— А где гарантия, что мозги компьютерные не запрограммированы заранее? Кто проверял? — поинтересовался музыкальный обозреватель “МК” Артур Гаспарян. Но услышав заверения в том, что машину тестировали, выставил новые требования: конфет и пирожков, которые предлагают на настоящих участках. Однако свой бюллетень вставил в машину даже без посула конфет…
Голосование закончилось в половине седьмого вечера — членам нашей избирательной комиссии осталось только подсчитать количество выданных и погашенных бюллетеней. Итоговый протокол торжественно передали главному редактору Павлу Гусеву, который огласил имена победителей. Первое место (по 28 голосов) разделили Ирина Боброва и Ольга Божьева. Так что нам предстоит второй тур голосования — ближе к Новому году, когда мы определим окончательную победительницу.
“Игрушка, а с другой стороны, приятно!” — сказал кто-то из коллег, провожая взглядом КОИБы, который выносили сотрудники ЦИК. Игрушка не игрушка, а даже выборам сугубо местного значения придает солидности. И — объективности.