В тот день не только крошка сын Александра Пахомова поразил отца своими заковыристыми вопросами. Во многих домах раздавалось: “Мам, мам, а кто такие гомосексуалисты?” Скандал разразился еще в конце сентября, и родители с ходу обвинили преподавателя в растлении малолетних и пообещали, что так это дело не оставят. Свои претензии мамы и папы направили в департамент образования, грозились понести заявления и в прокуратуру.
Позже выяснилось, что тест взят из книги “Методическое пособие по воспитанию детей 12—14 лет”, разработанной фондом Джорджа Сороса и распространенной по всем школам Нижнего Новгорода еще в 1994 году! После того как фонд свернул свою активную деятельность в России, литература, распространенная им, была исключена из списков разрешенных и рекомендованных к обучению книг.
Книгу с тестами учительница биологии Светлана Шестова нашла в школьном архиве, по ней готовила учебный план для факультатива по анатомии и, как положено, сдала его загодя завучу на утверждение. Однако ничего про анкету о СПИДе в плане сказано не было.
После того как мамы и папы подняли бучу, тест был отправлен на экспертизу в Нижегородскую городскую научно-практическую лабораторию по проблемам воспитания и семьи. Эксперты должны были дать независимую оценку, оскорбляла ли анкета чувства детей, возбуждала ли ненужный интерес к сексу и, самое главное, растлевала ли? Ведь растление малолетних — серьезная статья Уголовного кодекса.
— Мы показывали эту анкету учителям, ученым, родителям и, обобщив все эти заключения, сделали единый вывод, — рассказала “МК” руководитель лаборатории Надежда Белик. — Анкета не соответствует никаким стандартам и не может быть применена в качестве проверки знаний среди детей 12—14 лет. Существуют отечественные анкеты на ту же тему, причем составлены они этично.
Больше всего экспертов возмутили вопросы “Правда ли, что только гомосексуалисты должны заботиться о том, чтобы не заразиться ВИЧ” и “Нужно ли использовать презерватив, чтобы предохранить себя от инфицирования СПИДом во время орального секса”. По мнению экспертной комиссии, эти два пункта некорректно составлены и провоцируют нездоровый интерес к сексуальности. Да в любом случае не может такой тест быть адресован одновременно и 12-летним, и 14-летним. Между ними пропасть — то, о чем 12-летний даже не подозревает, 14-летний спокойно воплощает в реальность. По словам Надежды Белик, анкета навязывает школьникам ненужные знания, она не адаптирована к школьной программе и ее результаты не могут быть достоверными по причине разной осведомленности школьников в интимной жизни. Эксперты заключили, что анкета демонстрирует неуважение к личности и побуждает детей к низменным чувствам.
— Я бы сама встретилась в этой учительницей и рассказала ей, что не нужно использовать такие тесты. У нас и так много случаев ранней беременности и примеров венерических заболеваний, зачем еще больше засорять детям головы, — возмущается Надежда Белик.
Впрочем, многие родители против того, чтобы от их детей скрывали подобную информацию. “Нашим детям все объясняют на примере пестиков и тычинок, а потом получается, что о венерических заболеваниям они узнают от венеролога”, — рассуждает родительница на интернет-форуме. Другие негодуют: “Что я должен отвечать, если мой сын начнет спрашивать меня об извращениях, про которые ему рассказали в школе? Может, ему там еще и показывать будут, как это все делается?”
— Учитель проявила явную халатность, — считает областной детский нижегородский омбудсмен Светлана Барабанова. — В свое время школы активно работали по грантам Сороса, но сейчас эти тесты уже запрещены. Если бы она сама внимательно и вдумчиво прочитала эту анкету, разве дала бы она ее детям? Сомневаюсь... Вообще тесты — это форма проверки знаний, а кто им давал знания про гомосексуализм и оральный секс? Явно, что эти несколько вопросов из теста наносят вред нравственному здоровью детей. И если в 90-е к нам сливали различные непроверенные материалы, то это не повод пользоваться ими до сих пор.
Светлана Барабанова считает, что руководство учебным заведением должно принять определенные меры после случившегося. Впрочем, в самой школе №20 Нижнего Новгорода считают, что ничего страшного не произошло.
— В любом случае ситуация уже изжила себя, все об этом уже позабыли, и не стоит ее снова ворошить, — сказала “МК” директор Оксана Дуденкова.
Светлана Шестова, по словам директора, продолжает работать в школе, но на момент написания материала находилась на больничном, и связаться с ней, как утверждала Оксана Дуденкова, не было никакой возможности.
Не понимают суть претензий родителей и в департаменте образования Нижнего Новгорода. По запросу уполномоченного по правам ребенка представители департамента проводили в школе свою проверку, но нарушений не нашли.
— Это был даже не урок, а факультатив. А значит, его посещение вообще необязательно, — говорит руководитель управления по связям с общественностью департамента образования Нижнего Новгорода Елена Схим. — Со взрослыми школьниками нужно разговаривать о сексе! И вообще учитель — это просто исполнитель, она дала детям текст, который был рекомендован Нижегородским институтом развития образования 15 лет назад. И вообще, секс сейчас помолодел до такой степени, что школьникам нужно прививать знания о том, как защитить себя от венерических болезней.
По словам семейного психолога Бориса Новодержкина, обществу свойственно лицемерие и всем известно, что дети рано начинают заниматься сексом.
— Вопрос только в том, что не все. И в этом классе были дети, которые понятия не имели о предложенных их вниманию вещах. Учитель сильно промахнулась с возрастом и подготовкой детей. Если мы боимся ранней беременности и венерических заболеваний, то нам нужно заранее объяснить детям, до того как они начали заниматься сексом, как себя защитить, но не нужно при этом давать “лишних” знаний, — убежден психолог. — Учитель не показала себя профессионалом, и не потому, что дала извращенный тест, а потому, что не знает, как работать с детьми разного возраста.
Впрочем, по мнению Бориса Новодержкина, психологической травмы дети не получили, поскольку не знали, о чем их спрашивают.
— Вас же не оскорбит, если я расскажу вам о зюзюке? Вот и для детей оральный секс и гомосексуализм из этой оперы. Все зависит от отношения родителей к этой ситуации, как мама и папа среагировали на вопросы теста о гомосексуализме, видах секса и использовании презерватива, — рассказал психолог. — То же самое и с боязнью родителей, что у их детей начнется нездоровый интерес к этим вещам — вы же не будете есть, если не голодны? Тест на самой грани дозволенного, почти переходит ее, но все же еще находится в рамках.
Кстати, факультатив в школе №20 не отменен, правда, скандальный тест детям уже не дают.