По официальным данным, по сравнению с советским периодом поголовье школьников сократилось без малого вдвое и ужалось до 13 млн. человек. Что делать: в стране — демографический кризис. Число пастырей на опустевшей ниве народного образования также сократилось — на 20%. В результате в школе, по оценке Минобрнауки, появился “навес” лишних учителей над детьми: исходя из расчета 13—15 учеников на одного учителя, нам требуется порядка 1 млн педагогов, а имеются 1,2 млн. Таким образом, обрисовал перспективы глава ведомства Андрей Фурсенко, “потенциал для сокращения” составляет 200 тысяч человек.
Впрочем, на улице, заверил министр, никто не останется: школьные учителя смогут переквалифицироваться в воспитателей детских садов — благо, число детей детсадовского возраста в отличие от школьников в России начало расти. Однако как быть с несоответствием подготовки педагогических кадров их новым задачам? Ведь воспитатель детсада и школьный учитель — разные профессии. А главное — куда при таком раскладе девать уже имеющихся воспитателей?
Правда, оговорился Андрей Фурсенко, централизованного, по приказу сверху, сокращения учителей не будет: “Мы можем лишь рекомендовать школам это делать, никоим образом не указывая, сколько и когда нужно уволить”. Однако утешение для потенциальных жертв сокращений это слабое. Все понимают, что ключевым в жизни сегодняшней российской школы является понятие “оптимизации” всего, с ней связанного, — бюджетных средств, количества зданий, числа учеников, а теперь еще и учителей. А в этих условиях сподвигнуть школу к сокращению штата по собственной инициативе несложно. Например, посредством той же “оптимизации” ее бюджета. Впрочем, выводы министра образования и науки многим экспертам представляются спорными.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ:
Член Общественной палаты, директор московского центра образования №548, заслуженный учитель России Ефим РАЧЕВСКИЙ: “Из масштабных сокращений все равно мало что получится. Есть трудовое законодательство, которое запрещает увольнять без должных оснований. А “лишний учитель” не основание. Да и не бывает лишних учителей — есть только недостаточные зарплаты. На самом деле надо сокращать не учителей, а количество педагогических институтов. Причем вдвое, чтобы в оставшихся вдвое повысить конкурс и отбирать лучших абитуриентов. Они-то, когда закончится весь этот демографический идиотизм, и будут учить детей. Тогда и увольнять никого не придется: учителя, которые не смогут с ними конкурировать, уйдут на пенсию сами”.
Председатель профсоюза работников народного образования и науки России Галина МЕРКУЛОВА: “Мы провели мониторинг, результаты которого подтвердили официальные статистические данные: сегодня в России имеется не менее 10 тыс. вакантных мест учителей. Все мы знаем, какую нагрузку приходится нести нашим учителям, в противном случае им не на что будет жить. А это означает одно: если 10 тыс. мест остались незаполненными, некому преподавать! Как увязать это с разговорами о необходимости дальнейших сокращений?
Считаю, что, прежде чем делать такие заявления, необходимо провести мониторинг и всесторонний, серьезный анализ ситуации. Да и вообще, было бы понятно, если бы о необходимости сокращения большого числа учителей говорили в Минфине или в Минрегионразвития. Но в устах главы Минобрнауки подобные высказывания вызывают очень серьезную обеспокоенность”.