«Первый среди равных»: Игорь Курчатов

Академик Игорь Курчатов — великий организатор науки. Под его руководством были созданы первые советские атомная и водородная бомбы. Он ковал как ядерную мощь СССР, так и создавал «мирный щит» в виде атомных ледоколов,  атомных подводных лодок, АЭС, ядерных установок для космоса. Под его началом стали успешно развиваться в стране атомная промышленность, атомная медицина, появились новые технологии и материалы, для лучшей сохранности ионизирующему излучению стали подвергаться продукты  питания. Коллеги дали ему прозвище «Борода», которым он очень гордился.  

«Первый среди равных»: Игорь Курчатов
И.В. Курчатов

Вся жизнь Игоря Курчатова проходила с ускорением. Физико-математический факультет Таврического университета он закончил за три года. Только начал научную карьеру ассистентом на кафедре физики Азербайджанского политехнического института, как был переведен научным сотрудником в престижный Физико-технический институт в Ленинграде к самому академику Абраму Иоффе. «Отец советской физики» разглядел в Курчатове не только исследовательскую цепкость, целеустремленность, но и недюжинные организаторские способности. Он называл его «первым среди равных» и вскоре, уезжая в командировки, смело оставлял его за старшего в Физтехе.

Ученая степень доктора физико-математических наук Игорю Курчатову была присуждена в 1934 году без защиты диссертации. Настолько впечатляющие были его работы по проблеме физики диэлектриков и полупроводников! Через год он стал профессором. Талантливому ученому было только 32 года!

Создание полупроводников привлекло его внимание к ядерной физике. В Радиевом институте все тридцатые годы он выяснял возможности урана, последствия цепной реакции его деления, а также – как новые знания можно применить на практике.

И.В. Курчатов

Новым исследованиям помешала Великая Отечественная война. Профессор Игорь Курчатов отправился в Севастополь, где вместе с профессором Анатолием Александровым усовершенствовал метод размагничивания кораблей, чтобы они не подрывались на немецких магнитных минах. Курчатов не только обучал персонал, но и сам разбирал мины. Внедрив метод, они спасли жизни тысячам морякам, за что оба получили Государственную премию СССР.

Однако звездный час Игоря Курчатова начался весной 1943-го, когда он был назначен научным руководителем работ по использованию атомной энергии. Под его руководством при Академии наук СССР была создана секретная Лаборатория № 2, которая была ответственна за создание атомной бомбы. Проект лично курировал Лаврентий Берия. Курчатову были предоставлены чрезвычайные полномочия и всемерная поддержка правительства. Появлялись засекреченные ученые, не менее тщательно засекреченные заводы.

Полуголодная и только что вышедшая из опустошительной войны страна отдавала проекту последнюю копейку. Это была немыслимая гонка. По всей стране, как грибы, росли научные городки с таинственными номерными названиями. За считанные годы были разработаны и внедрены новейшие технологии, наладилось производство урана, сверхчистого графита, плутония, тяжелой воды… С «объектов» не выпускали даже на похороны отца и матери. Над Советским Союзом висела американская «атомная  дубина». Люди работали на износ, понимая, что спасают страну.

И.В. Курчатов

«Было нелегко и позже. Но этот период по напряжению, героизму, творческому взлету и самоотдаче не поддается описанию», – так охарактеризовал то время сподвижник Курчатова, академик Харитон.

Нередко напряженную атмосферу разряжала добрая шутка Курчатова. Как-то в лаборатории обсуждались результаты измерения времени жизни нейтрона. Причем у наших испытателей время жизни нейтрона оказывалось больше, чем в аналогичных экспериментах зарубежных ученых. Когда стали спорить, в чем причина расхождений, Курчатов улыбнулся, погладил бороду и иронически заметил: «Очевидно, советский нейтрон крепше!»

Американцы были уверены, что русские могут овладеть атомным оружием не ранее 1952 года. Но на то они и русские. 29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне был испытан первый отечественный ядерный заряд (РДС-1). В стороне от будущей воронки под землей разместили аппаратуру, регистрирующую световые, нейтронные и гамма-потоки ядерного взрыва. Прозвучала команда «ноль», окрестности полигона озарил яркий свет, прогремел взрыв. 37-метровая вышка, на которой был установлен заряд, превратилась в пыль. Взрывная волна разметала по степи животных и автомобили. От специально выстроенного городка в центре поля остался только мелкий мусор.

Атомная бомба стала для нашей страны настоящим щитом. Американцам пришлось расстаться с философией собственной неуязвимости и безнаказанности. Советский Союз вступил в ядерный век.

Через четыре года курчатовский коллектив вновь всех поразил: в 1953 году была испытана первая в мире водородная (термоядерная) бомба — РДС-6с, а потом и «Царь-бомба».

И.В. Курчатов

Среди коллег — маститых ученых — Игорь Курчатов был самым молодым. Может, поэтому, отрастив однажды во время тяжелого воспаления легких бороду, не стал ее потом сбривать. С окладистой черной бородой он выглядел солидней.

Курчатов

Создавая ядерный щит страны, Игорь Курчатов занимался проблемой и мирного использования ядерной энергии. В 1954 году в Калужской области была запущена первая в мире промышленная атомная электростанция — Обнинская АЭС. 12 августа 1957 года на воду была спущена первая советская атомная подводная лодка «К-3»(с осени 1962 года – «Ленинский комсомол»). Это была настоящая революция в подводном флоте. Если ранее автономное плавание исчислялось днями и неделями, то теперь появилась возможность не всплывать на поверхность воды месяцами.

3 декабря 1959-го для обслуживания Северного морского пути и обеспечения непрерывной навигации Министерству морского флота СССР был передан атомный ледокол «Ленин»— первое надводное судно с ядерной установкой.

«Атом должен быть рабочим, а не солдатом», – повторял Игорь Курчатов.

И.В. Курчатов

Ученые работали над проектами азартно, нередко засиживались на работе допоздна. Как-то заседание в Академии наук затянулось до позднего вечера. Игорь Васильевич, раздосадованный говорливостью академиков, вышел в «предбанник» и попросил своего охранника:

— Слушай, Митяй, сгоняй-ка в буфет и набери побольше пробок от шампанского.

Охранник удивился, но принес пару пригоршней. Курчатов проскользнул в раздевалку и рассовал пробки по карманам пальто академиков:

— Пусть жены заподозрят, чем их мужья по ночам занимаются!

Тем временем свершения атомщиков поражали! В 1956-1957 годах началось строительство Белоярской (в городе Заречном Свердловской области) и Нововоронежской (в Воронеже) АЭС. В 1958 году в Институте атомной энергии была построена первая в мире экспериментальная установка для управляемых термоядерных реакций, которая получила название «токамак».

В среде физиков-атомщиков царила своя, особая атмосфера. Однажды у Игоря Васильевича Курчатова сменилась секретарша, а академик распорядился по старой привычке:

– Пригласите ко мне Иван Иваныча и Савку.

Таких людей девушка не знала. Выбежала в коридор, а навстречу ей физик Фейнберг.

– Савелий Моисеевич, подскажите, где найти Ивана Ивановича – его вызывает Курчатов.

– Иван Иванович – это, вероятно, Исай Исидорович Гуревич.

– Вот спасибо! Еще нужен какой-то Савка…

– А какой-то Савка – это, безусловно, я, – развел руками Савелий Моисеевич Фейнберг.

Игорь Курчатов был новатором. При его участии были созданы ядерные исследовательские центры в союзных республиках СССР и Объединенный институт ядерных исследований в Дубне.

И.В. Курчатов и А.П. Александров в карнавальных костюмах

Он открыл путь в науку для множества молодых физиков. Сам живо интересовался техническими новинками. Однажды ему показали манипулятор, позволяющий вести сборку приборов в высоком вакууме, – детище уникального мастера Канунова. Чтобы лучше рассмотреть устройство, Курчатов нагнулся, и голова его оказалась внутри манипулятора. К несчастью, тут же пришел в действие автоматический пинцет устройства, с помощью которого можно было захватывать детали, и вцепился Игорю Васильевичу в бороду. Академик отпрянул, оставив в пинцете несколько волосков своей бороды. Эти волоски как драгоценную реликвию Канунов сохранил на всю жизнь.

Почтовая марка, посвященная И.В. Курчатову

Курчатова волновали не только близкие ему проблемы атомной науки, но и исследования в области биологии, генетики. Однажды, приехав на дачу к Хрущеву, он повздорил с хозяином. Никита Сергеевич потом возмущался: «Борода лезет не в свое дело. Физик, а пришел ходатайствовать за генетиков. Чертовщина какая-то: нам хлеб нужен, а они мух разводят».

И.В. Курчатов и Б.Л. Йоффе с супругами

Игорь Курчатов был одним из инициаторов выработки мирных предложений СССР о запрещении атомного оружия. Но ему, к сожалению, было отмерено только 57 лет жизни. Игорь Васильевич умер 7 февраля 1960 года в самом расцвете сил от закупорки сердечной артерии тромбом. Он приехал в санаторий Барвиха навестить своего друга академика Юлия Харитона. Они присели на лавочку, во время разговора после очередной реплики Юрий Борисович ожидал услышать от Курчатова его любимое слово «понимаю». Но вместо этого повисла пауза. Игорь Васильевич был мертв.

И.В. Курчатов с коллегами

Игорь Курчатов трижды становился Героем Социалистического Труда, четырежды удостаивался Сталинских премий I степени. Получил Ленинскую премию СССР. В его копилке – пять орденов Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени… Чтобы назвать все звания и награды выдающегося ученого, не хватит и нескольких машинописных листов. Именем Курчатова названы города, улицы, институты…

Фото: Госкорпорация «Росатом»

Читайте также «Ефим Великий»

"Атомный маршал": Анатолий Александров

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру