Новая угроза миру: медузы завоевывают нашу планету!

Очередная книга биолога Лайзы-Энн Гершвин шокировала американских читателей

Вслед за активистами Гринпис тревогу бьют ученые: рост популяции медуз в океанах по всей планете — это показатель того, что что-то вышло из равновесия. Численность медуз в течение последних нескольких десятилетий стремительное увеличилось, и это является признаком ухудшения здоровья морской экосистемы планеты, считает биолог Лайза-Энн Гершвин. Вместе с тысячами испуганных американцев книгу прочитал обозреватель «МК».

Очередная книга биолога Лайзы-Энн Гершвин шокировала американских читателей

Мое знакомство с медузами весьма поверхностное. Именно поверхностное. Когда они появлялись на поверхности воды у берегов Черного моря на Зеленом Мысу в Аджарии, где обычно проводила свой отпуск наша семья, мы, мальчишки, вылавливали их, бросали на горячие камни пляжа и, как зачарованные, следили за их постепенным таянием. Знали ли мы тогда, что наступит день, когда медузы и люди поменяются местами, и уже медузы будут наблюдать как издыхает homo sapiens.

Лично я узнал об этом, прочитав книгу доктора Лайзы-Энн Гершвин «Ужаленный о расцвете медуз и будущем океана».

Сейчас в Америке, как и в России, стало модным держать медуз в аквариумах. Утверждают, что наблюдение за этими гипнотическими прекрасными созданиями способствует нервной релаксации затравленного злобой дня человека. Не знаю. Не пробовал. Но знаю, что эти красотки умеют жалить сильнее любой кокетки. Одни лишь слегка, другие насмерть. На севере Австралии бытуют самые ядовитые медузы на Земле. Их латинское название Chironey fleckeri. Американцы окрестили их коробковыми медузами (Box jellyfish).

Колокол этих медуз составляет один фут в диаметре. Но за ним тянется шлейф щупалец, длинной в 550 футов. Именно в щупальцах находятся клетки жала. Если хотя бы шесть ярдов этих щупалец прикоснутся к вашей коже, то жить вам осталось две-три минуты. В Австралии зарегистрированы 76 смертных случаев от подобных прикосновений. Незарегистрированных много больше.

В 2000 году эта порода медуз чуть было не сорвала Олимпийские игры в Сиднее. Тьмы медуз нахлынули как раз на те места, где должны были проводиться водные соревнования. Организаторы игр были поставлены в тупик. Все предложения по избавлению от медуз оказались неосуществимыми. Но олимпийцам повезло. В день открытия игр медузы исчезли также мистически, как и появились.

Большинство медуз маленького размера, вроде пакетиков желатина, содержащие органы пищеварения и полевые железы. Но коробковые медузы сильно отличаются от них. Начнем с того, что они медузы-охотники. Они охотятся за рыбами средних размеров и ракообразных. Они подвижны для медуз – передвигаются на 6 с лишним метров за минуту. Они единственные из всех видов медуз, которые имеют глаза, причем весьма изощренные. И у них есть способность учиться, запоминать и совершать другие сложные действия.

Такие медузы, но меньших размеров, называются ируканджи. Впервые их описание было сделано учеными в 1967 году. По-видимому, их экзотическое название происходит из языковых корней аборигенов, живущих в Северном Квинсленде. Аборигены уже тысячелетия как знакомы с ядовитыми ируканджи. Европейцы имели честь познакомиться с ними в 1964 году, когда доктор Джек Барис в лучших традициях эскулапов решил проверить на себе эффект их укусов. (От них страдали жители прибрежных районов Квисленда). Доктор чудом уцелел.

Прикосновение, даже самое легкое, щупалец этих медуз вызывает так называемый «синдром ируканджи». Пораженное место может быть минимальных размеров и ужаленный может даже ничего не почувствовать. Но после 20-30 минут у него начинаются сильные схватки и ломота. Боль — словно тебя колотят бейсбольной битой по почкам. Затем поднимается рвота, длящаяся весь день. Спазмы сковывают руки и ноги, сильно повышается давление крови; дышать становится трудно; кожа принимает такой вид, словно ее пробуравили сотни червей. Жертвы просят врачей не о спасении, а об эвтаназии. Человек погибает или от высокого кровяного давления, или от инфаркта. Если он был в это время в воде, то он тонет. Угроза от ируканджи все более нарастает — от Кейптауна до Флориды.

Но, если можно так выразиться, ядовитые и жалящие насмерть медузы это всего лишь «цветочки», и не их яд представляет главную угрозу окружающей среде и человечеству. В своей книге доктор биологии Гершвин пишет, что после 500 миллионов лет «пребывания в дреме» медузы жили и перешли в генеральное наступление. Гершвин заявляет: «Что вы подумаете, если я предъявлю вам свидетельства того, что медузы вытеснили и заменили пингвинов в Антарктике уже сейчас? Что медузы способны доконать рыболовство, победить тунца и меч-рыбу? Взять измором самих китов? Поверите ли вы мне?» Мы, незнайки, вряд ли поверим доктору Гершвин, пишущей такие страшилки о медузах. Но она, к сожалению, права. Опыт и наука на ее стороне.

Медузы – одни из самых старых обитателей нашей планеты. 550 миллионов лет назад они были чуть ли не единственными обитателями океанов. Сегодня они вынуждены делить водную среду с мириадами других водоплавающих и с творениями рук человека. В ноябре 2009 года сети, полные гигантских медуз с весом до 450 фунтов, опрокинули японский траулер. Его экипаж утонул. Но даже более громадные суда оказываются жертвами медуз.

27 июля 2006 года современный американский авианосец «Рональд Рейган» ошвартовался в порту Брисбен в Австралии. Австралийцы, следуя примеру Новой Зеландии, тоже решили запретить вход в свои порты судов, работающих на атомной энергии. Однако из Брисбена «Рональд Рейгана» изгнали не люди, а медузы. Тысячи медуз засосало в охладительные системы ядерных двигателей авианосца. Корабль был парализован. «Медузы захватили американский авианосец!» — кричали заголовки австралийских газет. Экипажу корабля пришли на помощь, «на всякий случай» местные пожарные команды. Жители города, затаив дыхание, следили за поединком авианосца с медузами. Но схватка оказалась неравной. Авианосец был вынужден покинуть порт.

Впрочем, что авианосцы! Целые страны могут оказаться в плену у вездесущих и всемогущих медуз.

В декабре 1999 года 40 миллионов жителей Филиппин неожиданно лишились света. Президент этой страны Джозеф Эстрада был крайне непопулярным, и многие решили, что в стране переворот. Эта весть облетела весь мир. Но через 24 часа были обнаружены подлинные виновники блэкаута. Ими оказались медузы. Они забили охладительную систему важнейших электростанций и, вывели их из строя. Спасатели выгребли огромное количество медуз для вывоза которых потребовались 500 гигантских грузовиков.

Нашествию медуз постоянно подвергаются, начиная с 1960 года, японские атомные электростанции. Ежедневно только с одной из них выгребались в среднем 150 миллионов тонн медуз.

Гершвин пишет: «Медузы удивительно умеют присасываться. Представьте себе кусочек тонкой пластиковой обертки в бассейне, который может до скончания века оставаться на поверхности, не идя ко дну. Пока он не закупорит спуск воды». Химические средства тут бессильны, также как и электрошок и акустические машины. Собственно даже убийство медуз не решает проблемы. Живые или мертвые они продолжают всасываться. Адмиралы и владельцы электростанций теряют многие миллионы долларов, вынужденные закрывать своих подопечных.

Медузы способны уничтожить целые экосистемы. Именно такая катастрофа произошла, когда медузы, принадлежащих к виду мнемиопсис (Mnemiopsis), совершили нашествие на мое родное Черное море. Их занесли американские суда вместе с водой, закаченной в них вместо доставленного груза! Водный балласт для поддержания стабильности судна на воде. К 1980 годам медузы захватили Черное море, подкосив рыболовство Грузии, Болгарии и Румынии, нанеся удар по анчоусам и осетровым. С ростом количества медуз в Черном море исчезли эти драгоценные рыбы.

К 2002 году вес медуз-мнемиопсис в Черном море оказался в десять раз большим, чем вес всей рыбы, добытой за один год во всем мире. По сути дела все Черное море, так сказать, омедузилось. Ученые называют четыре гипотезы, которые, возможно, привели к этой катастрофе. Первая гипотеза гласит, медузы одолели своего соперника анчоусы, поедая их икру и планктоны. Вторая гипотеза: медузы, поглощая пищу анчоусов, уморили их голодом. Третья гипотеза: в море оказалось слишком много питательных продуктов для медуз. И, наконец, последняя гипотеза: изменение климата привело к уничтожению планктонов и размножению медуз.

Единственное спасение от нашествия мнемиопсис — это провоцирование «гражданской войны» среди медуз. Против мнемиопсис выпускают медуз берос, имеющих нечто наподобие зубов. Это помогает им поедать мнемиопсис. Итак, только медузы способны остановить нашествие медуз, да и то лишь частично. И потом, хрен берос не слаще редьки миемиопсис.

Медузы появляются то тут, то там. А за ними идут беды. В 2000 году австралийцы обнаружили медуз в Мексиканском заливе. Их тоже занесли вместе с водным балластом. Медузы в Мексиканском заливе весят до 15 фунтов. В 2000 году они покрыли водное пространство в 60 квадратных миль. Они поглощали такое количество рыбы, яиц и планктона, что стало невозможно поддерживать морскую экосистему. Они поедали в десять раз больше, чем это было типично для Мексиканского залива. Выделяя вещество, похожее на пенопласт, они замедляли движение планктона, который после этого становился легкой добычей.

Затем на Мексиканский залив обрушились две катастрофы — ураган «Катрина» и исход нефти в 2010 году. В то время как другие обитатели моря стали гибнуть, медузы не только не гибли, но еще больше размножались. К 2011 году они проникли в Средиземноморье. В день от их «укусов» заболевали в среднем 10 человек. Пришлось закрыть много туристических пляжей в самый разгар сезона. Тем временем медузы подобрались к берегам Израиля и Бразилии.

Нашествие медуз приняло всепланетный характер — от Арктики до Антарктики. Происходит, как говорят ученые, «медузизация» океанов. У берегов Южной Африки огромное количество медуз создало нечто, которое окрестили «занавесом смерти» или «полем смерти». Речь идет о водном пространстве в 30 тысяч квадратных миль. Когда-то в этих местах шло интенсивное рыболовство. Ежегодно добывалось около миллиона тонн рыбы. Но вот в 2006 году на 3,9 миллиона рыбной биомассы уже приходилось 13 миллионов биомассы медуз. Они помимо всего прочего блокируют вакуумные помпы, которые используют для добычи бриллиантов с морского дна.

Медузы бывают очень разные. По размерам — от одного миллиметра до гигантских, колокол которых в один метр по диагонали, а вес в полтонны. Одно перечисление названий медуз говорит об их многообразии. Есть «лунные медузы», «медузы-львиные гривы», «морские орехи», «аквавивы» и даже «португальские мужчины-воины». Последние два вида медуз, строго говоря, даже не являются живыми организмами. Они, скорее, собрание различных медуз, которых от обратного называют «личностями». Они функционируют лишь коллективно. Иногда их связка поражает своими размерами, бывает в 150 футов в длину. Как пишет Гершвин, «эти существа не являются ни индивидуальными, ни даже колониями. Вот уже полтора века как величайшие умы эволюционной биологии дебатируют, каков их настоящий статус».

Почему медузы захватывают нашу планету? Доктор Гершвин пишет, что ответ на этот вопрос кроется в том, где они живут, как размножаются и как… умирают. Начнем с того, что они по существу вездесущие. Выжив полмиллиарда лет, они и сейчас способны выживать там, где мало других особей могут существовать. У них очень низкий метаболический уровень (норма), а поэтому им не требуется много кислорода. Они спокойно живут в таких водах, где задохнулись бы другие обитатели океанов. Некоторые медузы «вдыхают» кислород своими «колоколами». Поэтому они могут нырять в бескислородные водные пучины, как это делают водолазы и пребывать там до двух часов.

Не может не вызывать удивления способность медуз к размножению. Это результат их эволюционных успехов. Пожалуй, быстрее всех плодится мнемиопсис. Их размножение ученые называют «самооплодотворением геромофродитов». Это означает, что такие медузы не нуждаются в партнере, не нуждаются и в смене пола. Они обладают обоими полами. Медузы начинают откладывать яйца уже в 13-дневном возрасте и вскоре откладывают по десять тысяч яиц в день. Даже если вы разрежете по кускам таких медуз, вы не сможете приостановить их размножение. Четвертованная медуза регенерирует и опять начинает «нормальную жизнь». Этот «оживляж» происходит в течение двух-трех дней.

Медузы – обжоры подобно Гаргантюа Рабле. Так, мнемиопсис съедает пищу, которая весит в десять раз больше его тела, и увеличивается в размере каждый день. Это им удается благодаря поистине фантастическому метаболизму. Медузы вкладывают в свой рост больше энергии, чем более сложные существа, с которыми они соперничают. Мнемиопсис не довольствуется только насыщением, он ведет себя как лисица в курятнике — насытившись, продолжает убивать своих жертв. Поэтому для экосистемы безразлично, переваривают ли медузы пищу или нет. Они продолжают убивать пока остается хоть что-нибудь живое. А это происходит с удивительной быстротой. Согласно одному исследованию, мнемиопсисы ежедневно уничтожают до 30 процентов населения маленьких крабов. «Медузы могут есть все, что угодно. Они так и поступают», — пишет Гершвин. (Вроде сказочного Робина-Бобина-Барабека). Некоторые медузы даже не едят своих жертв, а абсорбируют растворенную органическую массу своим фотосинтезом.

Наконец, вопрос о смерти медуз. Несущие смерть всему, сами они по существу бессмертны. В «тяжелые времена» они просто уменьшаются в размере, но их тела не теряют своих пропорций, как это происходит с голодающими рыбами или людьми. Если пища вновь появляется, медузы вновь начинают расти. Некоторые медузы живут до десяти лет. А вот в стадии полипа они бессмертны. Так одна колония полипов, которую стали изучать еще в 1935 году, до сих пор живет в свое удовольствие в одной из лабораторий в штате Вирджиния.

Несмотря на столь удивительную биологию население медуз стало существовать в рамках, созданных за полмиллиарда лет в водных стихиях, где завелись другие существа. Так почему же сейчас медузы «оторвались»? Во второй части своей книги, озаглавленной с черным юмором «Медузы, планетарный конец и другие мелочи», Гершвин попытается дать ответ на этот вопрос и одновременно предсказать будущее океанов, Земли и человечества.

Автор подробно рассказывает о том, как другие живые существа прилагали огромные усилия, чтобы приостановить натиск медуз. Важнейшей составной этих усилий была сложная экосистема с множеством хищных рыб и других конкурентов медуз. Нарушение этой экосистемы, в основном человеком, играет на руку медузам. Возьмем для примера то же Черное море. Интенсивная ловля анчоусов, заклятых врагов медуз, привела к тому, что медузы «распоясались». Аналогичное положение наблюдается и у берегов Южной Африки. Человек переборщил не только с ловлей анчоусов, но и с промыслом практически всего океанского рыбного мира. Коллапс многих экосистем «развязал руки» медузам.

Добавим к этому злоупотребление нашей цивилизацией пластиковыми пакетами и другими изделиями из пластика,http://oren.mk.ru/article/2012/09/19/750294-berega-pochistili.html методы хищнической рыбной ловли, уничтожение морских черепах, уничтожавших в свою очередь медуз, и станет ясно, что мы главные сообщники медуз, так сказать, коллаборационисты. Мы создаем питомники медуз нашими пирсами и доками, пристанями и судами, газовыми и нефтяными платформами на море, индустриальными отходами и просто мусором в водоемах. Мы буквально засорили океаны всем тем, во что так «влюблены» полипы медуз.

А тут еще проблема кислорода в воде. Этот кислород создают водоросли, используя фотосинтез. Высокий уровень кислорода способствует борьбе рыб и других водоплавающих с медузами. Но кислород в воде быстрее иссякает, чем пополняется. Поэтому, когда человек засоряет водоемы, например, отходами обогатительных веществ с ферм, он способствует созданию «энтропических зон» с недостатком кислорода. Это происходит и естественным образом, и искусственным, когда люди засоряют водоемы отходами, как например, в Балтийском и Черном морях, или в Мексиканском заливе. «Энтропические зоны» распространяются с устрашающей быстротой. Никакие особи, которым необходимо даже умеренное количество кислорода, не в состоянии жить в этих зонах, ни рыбы, ни крабы, никто, а вот медузы и там процветают!

Изменения климата тоже на руку медузам (счастливчики!). Потепление океанских вод способствует размножению тропических медуз. Да и сами медузы ускоряют изменение климата. Это происходит двумя путями. Во-первых, медузы выпускают экскременты и слизь, богатые углеродом. Они превращают их в своеобразные фабрики по производству двуокиси углерода. Во-вторых, медузы поглощают огромное количество разнообразного планктона, который мигрируют в воде вертикально. Он питается пищей богатой углеродом, на поверхности, а экскременты идут на морское дно. Таким образом планктон является главным средством извлечения двуокиси углерода из воздуха и воды. Когда их уничтожение медузами принимает огромные масштабы, это начинает влиять на изменение климата.

И еще одна напасть — окисление океанских вод. Это происходит при абсорбировании океанскими водами двуокиси углерода. О быстроте этого процесса свидетельствует такой факт: сейчас океаны нашей планеты окислены на 30% больше, чем 30 лет назад. От этого страдают ракообразные. Так на американском северо-западе исчезли устрицы. Исчезли ракообразные в Арктике и Антарктике. Не обладая «панцирями» медузы лучше защищены от кислот, и кризис окисления океанских вод их не беспокоит.

Доктор Гершвин пишет, что медузы захватывают океаны «шаг за шагом». Она считает, что это необратимый процесс. Возникает новый баланс сил, в котором будут господствовать медузы. «Мы создаем мир, — говорит автор, — похожий скорее на докембрийскую эру, чем на поздние 1800-е годы, на мир, в котором господствовали медузы, а организмы с панцирями еще не существовали. Мы создаем мир, в котором человек вскоре не сможет существовать, да и вряд ли захочет».

Есть ли выход из этого ужасного умирания? Да, отвечает Гершвин. Мы должны поесть поедающих нас. Согласно древним китайским текстам, медузы находились в меню человека в течение 1700 лет. В настоящее время глобальный урожай медуз составляет 321 тыс. тонн. Их основные потребители Китай и Япония. Если мы не разовьем в себе азиатский аппетит, мы обречены на погибель, утверждает автор.

В США уже осознали угрозу медуз. Еще в 1966 году конгресс принял закон о контроле над медузами. Он был обновлен в 1970 и 1972 годах. Закон обязывает министра торговли провести исследования с целью установления количества медуз и их влияния на рыб. Правда, финансирование этого закона до смешного мизерно — всего 1 миллион долларов. На уничтожение человечества тратятся куда более грандиозные суммы.

Вот как звучит заключительный аккорд книги Герши:

«Когда я приступила к работе над этой книгой, у меня все еще было такое ощущение, что проблема поддается решению. Но я по видимому, недооценила насколько страшный урон мы нанесли нашим океанам и их обитателям. Сейчас мне кажется, что мы зашли слишком далеко и миновали черту невозвратности, не зная, где и когда началась эта необратимость. Это будут океаны без коралловых рифов, без могучих китов, без пошатывающихся пингвинов, без лобстеров и устриц. И с суши, но без рыбы. Так что приспосабливайтесь!» После гурманов придет и наш черед, черед обыкновенных homo sapiens. И моему воображению представляется берег Черного моря на аджарском Зеленом Мысу. Но уже не мы, мальчишки, вылавливая медуз и бросая их на горячие камни и песок пляжа и, как зачарованные, смотрим на их постепенное таяние, а сами медузы проделывают с нами этот обряд, с любопытством наблюдая за исчезновением рода человеческого.

Мэлор СТУРУА, Миннеаполис

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру