Владимир Путин заинтересовался честными системами статистики

Президент побеседовал с участниками IV Конгресса молодых ученых

Проблему с профессорами в высших учебных заведениях страны подняла на встрече с президентом России Владимиром Путиным в Ново-Огарёво директор Исследовательской школы химических и биомедицинских технологий Томского политехнического университета Марина Трусова. Она была в числе приглашенных участников IV Конгресса молодых учёных.

Президент побеседовал с  участниками IV Конгресса молодых ученых

Четвертый по счету Конгресс молодых ученых побил рекорд по количеству участников (их было 7 тысяч) и стран, из которых они прибыли. Это были 62 государства с разных континентов – Европы, Латинской Америки, Африки. На конгрессе обсуждали, делились опытом по самым разным направлениям науки. О самом же насущном из того, что обсуждалось, молодые исследователи, кандидаты и доктора наук рассказали президенту во время встречи в его подмосковной резиденции.

Представители МИСИС, МФТИ, МИФИ, Центра международных научно-технических и образовательных программ БРИКС благодарили за возможность поговорить, делились своими программами, предлагали яркие идеи.

Марина Трусова рассказала, что каждый год на панельных дискуссиях Конгресса поднимается важный вопрос подготовки мотивированных школьников, инженерных кадров, но еще ни разу не поднимался вопрос о подготовке тех, кто готовит инженерные кадры в стенах вуза.

– Когда мы смотрим на региональные вузы, видим, что из них уходит профессорский состав, – сказала Трусова. – Подготовке преподавательских и научных кадров высшей квалификации раньше способствовала докторантура. Теперь, например, в ТПУ бюджетной докторантуры, на которой держатся научные школы и направления, нет, и мобилизовать молодых кандидатов наук к защите докторской становится трудно.

Справка «МК». Докторантура — форма повышения квалификации ученых, специализированное подразделение вуза или научно-исследовательского учреждения по подготовке преподавательских и научных кадров высшей квалификации — докторов наук. Доктор наук в свою очередь может претендовать на получение самого высокого педагогического звания в вузе – профессора.

Итак, кто будет учить студентов, если с течением времени профессора совсем закончатся?

На этот вопрос молодого ученого поспешил ответить министр науки и высшего образования Валерий Фальков. По его словам, сейчас, действительно, многие успешные кандидаты наук не стремятся, в силу разных причин, к защите докторских диссертаций. Это долго, отнимает много времени... Но замечание Марины Трусовой, по его мнению, правильное, и в программу «Приоритет 2030» планируется ввести специальные критерии поддержки не только молодых ученых, но и кандидатов, и докторов наук. Это должно мотивировать молодых ученых.

– Главное тогда, чтобы для докторов возраст был установлен старше 30 лет, – добавила Марина Трусова.

Свое видение проблемы обозначил и присутствовавший на встрече помощник президента Андрей Фурсенко.

– Докторантуры раньше вводились для подготовки научных кадров для национальных республик, – сказал он. – Считалось, что только защита докторской диссертации позволяла занять определенные руководящие позиции. Сегодня мотивация ушла — люди не защищают докторские. Тут надо менять требования, по поводу того, что только доктор может быть директором института, только доктор может быть ректором. Это может менять ситуацию. Реально действующего ученого, кандидата наук стипендия, которую платят в докторантуре, не привлечет. У нас тут те, кто защитил докторскую в 30 лет, потому, что была мотивация занять положение какое-то. Докторантура ничего тут не решит — решит перестройка всей системы занятия должностей. Когда мы вышли из прежней системы, то начали соизмерять свою систему с системами в других странах. Там докторов наук нет. Есть PhD (звание доктора философии – Авт.), которое дает право преподавать в вузе, есть в Германии доктор наук, но это – почетная должность. Предложение такое: не институт докторантуры ввести, а предложить изменения, для чего необходима докторская степень.

– Нужны побудительные стимулы, чтобы люди занимались наукой, – уточнил Владимир Путин, – надо обеспечить их временем, чтобы человек ничего не потерял, делая шаг в нужном направлении.

– Да, снижение учебной нагрузки таким людям не помешает, чтобы они могли выкроить время для повышения квалификации, – подтвердила слова президента страны Марина Трусова. – Это не обязательно должно называться докторантурой. Но профессоров университеты должны иметь.

Похоже, что молодой ученый и глава государства друг друга поняли. То ли имел в виду советник президента, осталось не слишком понятно.

***

Еще одним из ярких выступлений стало обращение к Владимиру Путину ректора из Университета Иннополис Александра Гасникова. Он подчеркнул огромную значимость таких школ, как сочинский «Сириус», на площадке которой проходил конгресс:

– Здесь школьники из 8 класса создали языковую модель при помощи искусственного интеллекта, которая пишет ЕГЭ на 90 баллов! – восхищался он уровнем ребят. – За одну смену могут написать статью в научный журнал уровня Q1.

По словам Гасникова, очень важно как-то начать тиражировать опыт ведущих экспертов по подготовке таких ребят на все российские регионы.

- Есть точки концентрации. Но мы знаем, что очень многие воспитываются не в Москве. Давайте посмотрим, как это будет работать, к примеру, в самой отделенной школе у нас, в Татарстане.

Математик Гасников с сожалением привел пример: находки по популяризации науки известного его коллеги Николая Андреева из Математического института им. Стеклова РАН – трехмерные модели математических объектов, не тиражируются на всю страну. Гасников даже принес на встречу с Путиным одну такую модель и продемонстрировал президенту превращение одной геометрической фигуры в другую. Такое, по его словам, есть только в Москве и в Адыгее...

– Где? В Адыгее? – переспросил глава государства.

– Да, в Москве и Адыгее.

Еще одна идея математика из Татарстана касалась правильных статистических подсчетов. Такие важны везде, а особенно во время выборов.

– К примеру, в Румынии сейчас проходят выборы, – сказал Александр.

– Да, один кандидат не понравился, решили пересчитать голоса, – отозвался Путин.

– Я обнаружил, что у нас есть статистика, которая собирается, а потом я общаюсь по школам, на форумах, и вижу что есть несоответствие между статистикой и реалиями, – продолжал Гасников. – Информация интерпретируется не так, как надо. У нас же есть идея разработать такие программы математические, чтобы не позволяли таких расхождений, чтобы люди вели себя честно. Это наша задача.

– Дай вам бог здоровья и профессиональных успехов! – сказал президент. – Примерно о том же мне говорил недавно ректор МГУ (Виктор Садовничий — Авт.), речь шла об анализе данных с привлечением возможностей искусственного интеллекта, математического анализа. Я полностью разделяю вашу позицию. А то бывает, анализируем, анализируем, а потом приходим к выводу, что реальность не соответствует действительности. А иногда анализируем, и оказывается, что реальность лучше, чем мы думаем.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру