Спутниковые снимки стремительно зеленеющей Антарктиды поразили ученых угрожающей скоростью

«Ландшафт меняется, и эти последствия видны из космоса»

Согласно новым исследованиям, некоторые районы ледяной Антарктиды зеленеют с угрожающей скоростью, поскольку регион охвачен экстремальным теплом, что вызывает опасения по поводу изменения ландшафта на этом огромном ледяном континенте.

«Ландшафт меняется, и эти последствия видны из космоса»

Ученые использовали спутниковые снимки и данные для анализа уровня растительности на Антарктическом полуострове, длинной горной цепи, которая тянется на север до оконечности Южной Америки и которая нагревается гораздо быстрее, чем в среднем по миру, сообщает CNN.

Исследователи обнаружили, что численность растений — в основном мхов — увеличилась в этих суровых условиях более чем в 10 раз за последние четыре десятилетия, согласно исследованию ученых из университетов Эксетера и Хартфордшира в Англии и Британской антарктической службы, опубликованному в пятницу в журнале Nature Geoscience.

Исследование показало, что в 1986 году растительность покрывала менее 0,4 квадратных миль Антарктического полуострова, но к 2021 году ее площадь достигла почти 5 квадратных миль. Темпы озеленения региона на протяжении почти четырех десятилетий также ускорялись, увеличившись более чем на 30% в период с 2016 по 2021 год.

По словам Томаса Роланда, автора исследования и ученого-эколога из Университета Эксетера, хотя ландшафт по-прежнему почти полностью состоит из снега, льда и камней, с середины 1980-х годов этот небольшой зеленый район значительно разросся.

“Наши результаты подтверждают, что влияние антропогенного изменения климата не имеет границ”, - рассказал Томас Роланд CNN. “Даже на Антарктическом полуострове – этом самом экстремальном, отдаленном и изолированном регионе "дикой природы" – ландшафт меняется, и эти последствия видны из космоса”.

Антарктида, самое холодное место на Земле, недавно была охвачена аномальным теплом, отмечает CNN. Этим летом в некоторых частях континента наблюдалась рекордная жара, температура с середины июля поднялась на 50 градусов по Фаренгейту выше нормы.

В марте 2022 года температура в некоторых частях континента поднялась на 70 градусов (по Фаренгейту) выше нормы, что стало самым экстремальным изменением температуры, когда-либо зафиксированным в этой части планеты.

Ученые прогнозируют, что по мере того, как загрязнение окружающей среды ископаемым топливом продолжает нагревать мир, потепление в Антарктиде будет продолжаться, и это озеленение, скорее всего, только ускорится, подчеркивает CNN.

Чем больше Антарктический полуостров будет зеленеть, тем больше будет формироваться почвы и тем больше вероятность того, что регион станет более благоприятным для инвазивных видов, потенциально угрожающих местной фауне.

“Семена, споры и фрагменты растений могут легко попасть на Антарктический полуостров на ботинках или снаряжении туристов и исследователей или по более ”традиционным" маршрутам, связанным с перелетными птицами и ветром, – и поэтому риск здесь очевиден", - сказал Томас Роланд.

Озеленение также может снизить способность полуострова отражать солнечную радиацию обратно в космос, поскольку более темные поверхности поглощают больше тепла.

По словам одного из авторов, Олли Бартлетта, старшего преподавателя дистанционного зондирования и географии в Университете Хартфордшира, это воздействие, скорее всего, будет только локальным, но может способствовать дальнейшему ускорению роста растительной жизни, поскольку климат продолжает нагреваться.

“Этот культовый ландшафт может измениться навсегда”, - сказал он.

Мэтью Дэйви, доцент кафедры физиологической экологии Шотландской ассоциации морских наук и эксперт по экологии полярных растений и микробов, сказал CNN, что исследование стало “важным шагом вперед” в понимании жизни растений в Антарктиде.

Растительности может быть даже больше, чем указано, сказал Дэйви, который не принимал участия в исследовании. По его словам, методы, используемые учеными, в основном позволяют обнаружить более крупные и зеленые участки мха. - Но мы знаем, что в Антарктиде также есть большие площади лишайников, травы и зеленых и красных снежных водорослей, которые также будут способствовать росту растительности”.

Хотя фактическое увеличение площади растительности невелико, добавил он, процентное увеличение является значительным, и это показывает “тенденцию к распространению растительности, хотя и медленно, в Антарктиде”.

Следующим этапом для ученых будет изучение того, как растения колонизируют недавно обнажившуюся землю по мере дальнейшего отступления ледников Антарктиды.