Раскрыто «странное» происхождение путешествовавшего в космосе 8 миллиардов лет сигнала

Одна из версий: с нами пытаются связаться инопланетяне

Ученые определили "странное" происхождение высокоэнергетического всплеска радиоволн, который путешествовал в космосе восемь миллиардов лет, прежде чем достичь Земли. Этот сигнал, также известный как быстрый радиовсплеск (FRB), является одним из сотен мимолетных энергетических всплесков, обнаруженных за последние годы, и некоторые астрономы предполагают, что это может быть инопланетная жизнь, пытающаяся связаться с нашей планетой.

Одна из версий: с нами пытаются связаться инопланетяне
Фото: ru.freepik.com

Хотя ученые не знают механизма, стоящего за этим необычным явлением, они обнаружили, что FRB произошел из скопления галактик, которое существовало, когда Вселенной было “всего” пять миллиардов лет, пишет Daily Mail.

Используя телескоп НАСА "Хаббл", команда ученых заглянула в глубокий космос и сделала четкое изображение плотно расположенных галактик.

Быстрый радиовсплеск, получивший название FRB 20220610A, был признан самым мощным и удаленным из когда-либо обнаруженных, когда астрономы перехватили его в 2022 году. Однако с тех пор исследователи были озадачены происхождением этого энергетического всплеска. Теперь команда определила семь плотно упакованных галактик, которые являются родиной радиовсплеска.

"Ни одна из них никогда не была замечена в такой компактной группе", - говорит астроном Юйсинь (Вик) Донг из команде Северо-Западного университета, изучающей любопытное происхождение FRB 20220610A. "Место ее рождения действительно редкое", - сказала она.

Алекса Гордон, возглавлявшая новое исследование в Северо-Западном университете, согласилась с этим, добавив: "Именно такие типы окружающей среды, эти странные условия, подталкивают нас к лучшему пониманию тайны быстрого радиовсплеска".

Эти необычно яркие вспышки света, регистрируемые в радиодиапазоне электромагнитного спектра, появляются временно и случайным образом из космоса, пишет Daily Mail. Возможно, они исходят от черных дыр, нейтронных звезд или даже инопланетян и длятся от долей миллисекунды до нескольких секунд, прежде чем бесследно исчезнуть.

Астроном Брайан Лэки, опубликовавший статью в кембриджском международном журнале астробиологии (Cambridge International Journal of Astrobiology), утверждает, что плотные скопления галактик, обнаруженные в ходе последних исследований, облегчат растущей внеземной цивилизации доступ к планетам.

Происхождение FRB 20220610A в плотном скоплении галактик означало бы, что у любых продвинутых инопланетян было бы огромное преимущество в создании собственной радиостанции для поиска внеземного разума (SETI).

Как разъясняет Daily Mail, SETI - это программа, которая ищет во Вселенной радиоволны и оптические сигналы, которые могут быть признаками инопланетных технологий.

Но это плотное скопление галактик может в один прекрасный день доказать альтернативную теорию: что FRB образуются в результате взрывных столкновений нейтронных звезд и других небесных тел.

До получения изображения от телескопа Хаббл, которое было опубликовано ранее в этом году, астрофизикам и астрономам было неясно, была ли источником вспышки одна гигантская галактика аморфной формы или совокупность галактик более скромных размеров, вращающихся вокруг друг друга.

"Без изображений, полученных с "Хаббла", все еще оставалось бы загадкой, произошел ли этот FRB из одной монолитной галактики или из какой-то взаимодействующей системы", - как выражается Алекса Гордон в заявлении НАСА. По словам Гордон, столкновения и другие взаимодействия между небесными телами в этих семи галактиках могут вызывать экстремальные звездообразования.

Другими словами, хаотическая активность в этом оживленном скоплении галактик может означать, что этот странно мощный удаленный FRB - это энергия, выделяемая при зажигании новорожденных звезд.

Астроном Вэнь-фай Фонг, которая также работает над проектом, отмечает, что на новых снимках "Хаббла", по-видимому, видны продолговатые формы или "приливные волны", тянущиеся за некоторыми из этих семи галактик, что позволяет предположить, что они, возможно, столкнулись. "Есть некоторые признаки того, что члены группы "взаимодействуют", - рассказывает Фонг. Другими словами, они могут обмениваться материалами или, возможно, находятся на пути к слиянию".

Первоначальное открытие FRB 20220610A было сделано в июне 2022 года радиотелескопом ASKAP в Австралии. Позднее это было подтверждено с помощью “Очень большого телескопа” (VLT) Европейской южной обсерватории (ESO). Это на 50 процентов побило предыдущий рекорд исследовательской группы по дистанциям.

"Используя набор приборов ASKAP, мы смогли точно определить, откуда произошел всплеск", - говорит астроном доктор Стюарт Райдер, научный сотрудник Университета Маккуори в Австралии, чья команда впервые обнаружила вспышку в 2022 году.

Астрономы и астрофизики надеются, что такого рода удаленные FRB-сигналы — даже если ни один из них не окажется зашифрованным сообщением инопланетян - помогут обнаружить трудноуловимые следы газовых облаков и другой скрытой материи глубоко в космосе.

Эта концепция возникла у покойного австралийского астронома Жан-Пьера ("Джей-Пи") Маккуара в 2020 году, который предложил метод использования быстрых радиовсплесков для точного измерения недостающего вещества во Вселенной.

"Джей-Пи показал, что чем дальше находится быстрый радиовсплеск, тем больше газа рассеивается между галактиками, - говорит Райдер, - что теперь известно как "соотношение Маккарта".

Команда из Северо-Западного университета изучает возможность использования новых данных, полученных от FRB 20220610A и ее странной, далекой галактики происхождения. "Радиоволны, в частности, чувствительны к любому материалу, находящемуся на расстоянии прямой видимости — от местоположения FRB до нас", - отмечает Фонг. "Это означает, что волны должны проходить через любое облако вещества вокруг места расположения FRB, через галактику-хозяина, через всю Вселенную и, наконец, через Млечный Путь. "Исходя из временной задержки самого сигнала FRB, - сказала она, - мы можем измерить сумму всех этих факторов".