Астрономы сообщили о редком явлении: на небе появятся сразу две кометы

Наблюдать невооруженным глазом их можно будет по очереди

Сразу две кометы появятся на небе в октябре – это явление среди представителей астрономического сообщества считается редчайшим. Речь идет о комете C/2023 A3 (Цзыцзиньшань — ATLAS), открытой в январе 2023 года, и об околосолнечной комете C/2024 S1 (ATLAS), замеченной 27 сентября 2024 года.

Наблюдать невооруженным глазом их можно будет по очереди

C/2023 A3 (Цзыцзиньшань — ATLAS) открыли в китайской обсерватории Цзыцзиньшань и чуть позже, в феврале подтвердили «находку» телескопом системы ATLAS в ЮАР. Комета движется по слабо-гиперболической орбите. Это означает, что она, скорее всего, пролетит через Солнечную систему всего лишь один раз, и мы ее больше никогда не увидим. Комета уже прошла перигелий (ближайшее расстояние от Солнца) 27 сентября, и теперь мы ждем максимального ее сближения с Землей. Оно произойдет 12 октября 2024 года. Расстояние в этот день между нашей планетой и кометой составит около 70,6 миллиона километров. Однако за счет ее яркости мы сможем наблюдать ее невооруженным глазом. Ожидается, что комета C/2023 A3 может оказаться ярче кометы  C/2020 F3 (NEOWISE), которая красовалась на небе четыре года назад.

Особенность кометы C/2023 A3 (Цзыцзиньшань — ATLAS) заключается в наличие у нее сразу трех хвостов. Основной хвост — пылевой, второй – голубой, состоящий из газа, и третий — вторичный пылевой, состоящий из крупных пылинок, которые солнечный ветер сдувает на 45 градусов правее от основного хвоста.

Максимально ожидаемая яркость кометы – -2 звездной величины (таким мы видим Юпитер). По данным портала AstroAlert, не исключено, что C/2023 A3 станет  самой яркой кометой в северном полушарии за последние 27 лет.

Как искать яркую комету C/2023 A3 (Цзыцзиньшань — ATLAS)

Для этого понадобятся следующие условия: открытый западный горизонт без строений, деревьев и холмов, отсутствие облачности и дымки. Несмотря на то, что комета обещает быть заметной невооруженным глазом, на всякий случай приготовьте хотя бы бинокль.

Начиная с 12 октября, можно будет «поймать» небесную странницу на небольшой высоте над западной частью горизонта, где за 1 час до этого закатилось Солнце. Точка на небе – между звездой Арктур и Венерой. На фоне ярких сумерек комета может быть видна в виде точки с 18.30 до 19.10 по московскому времени.

Дальше размер кометы будет постепенно уменьшаться, а хвост – постепенно увеличиваться. К 14 октября он может «вытянуться» и стать размером с хвост Большой Медведицы. Наблюдать это зрелище можно будет уже с 19.10.

К 20-21 октября комета постепенно перестанет быть заметной невооруженным глазом. Чтобы любоваться ею почти до конца месяца, надо будет приготовить телескопы.

Для тех же, кто не успеет обнаружить на небе первую октябрьскую комету, на смену ей прилетит другая. Новую яркую комету C/2024 S1 (ATLAS) открыли на Гавайях 27 сентября при помощи системы ATLAS. Небесное тело, по версии ученых, относится к семейству околосолнечных комет Крейца – комет, которые максимально близко подлетают к Солнцу, рискуя быть сожженными дотла. Есть предположение, что раньше это семейство было одной большой кометой, которая разрушилась в 1106 году. Новая комета C/2024 S1 пройдет перигелий 28 октября на расстоянии всего 500 тысяч километров от светила (немногим больше расстояния от Земли до Луны). С Землей 29 октября ее будет разделять 75 миллионов километров.

Не исключают, что она станет еще ярче предыдущей кометы C/2023 A3, – ее блеск может достигнуть от -5 до -7 звездной величины. Небесную гостью с длинным изогнутым хвостом можно будет наблюдать по утрам после 29 октября. Она будет настолько яркой, что ее можно будет увидеть рядом с Солнцем (для поисков астрономы советуют заслонить его и осмотреть окрестности).