Обнаружен новый рекордсмен среди летающих доисторических чудовищ

Ученые смогли исследовать гигантов неба мезозойской эры

В июне 2022 года в Абингдоне на юге Англии была сделана сенсационная находка: фрагмент ископаемой кости пальца птерозавра. Этот артефакт, названный Abfab, оказался не просто очередным палеонтологическим сокровищем, а ключом к разгадке существования одного из самых крупных птерозавров, когда-либо обитавших на территории Великобритании.

Ученые смогли исследовать гигантов неба мезозойской эры

По новым данным, птерозавры юрского периода могли быть значительно крупнее, чем считалось ранее. Тем не менее, самые крупные представители этой группы появились в конце мелового периода, который длился примерно от 77 до 66 миллионов лет назад. Это время предшествовало катастрофическому событию — падению астероида, которое привело к массовому вымиранию, уничтожившему не только птерозавров, но и многих нептичьих динозавров.

Ученые, работающие с останками Abfab, обнаружили, что эта ископаемая кость, возраст которой оценивается в 149 миллионов лет, принадлежала птерозавру юрского периода. Сравнивая ее с известными останками других птерозавров, исследователи смогли определить, что Abfab был не только крупнейшим из когда-либо описанных британских птерозавров, но и вторым по величине птерозавром юрского периода во всем мире.

Ученые использовали метод экстраполяции, основанный на сравнении размеров костей пальцев у других видов птерозавров, скелеты которых более полно сохранились. Этот метод позволяет довольно точно оценивать размеры вымерших животных, даже если в распоряжении исследователей имеются лишь фрагментарные останки.

Экстраполяция показала, что Abfab имел размах крыльев около 2,5 метров. Это означает, что этот птерозавр был практически в два раза больше известного британского птерозавра Rhamphorhynchus muensteri, размах крыльев которого составлял около 1,3 метра.

Примечательно, что Abfab жил в юрском периоде – эпохе, когда на Земле царствовали динозавры и другие гигантские рептилии. Этот факт позволяет предположить, что Abfab мог питаться рыбой или мелкими морскими животными, паря над водами юрского моря, покрывавшего в то время территорию современной Великобритании.

Открытие Abfab вносит значительный вклад в наше понимание эволюции птерозавров и биоразнообразия юрского периода. Изучение останков этого гигантского летающего существа поможет ученым получить более полное представление о том, как жили и питались птерозавры в те далекие времена.  Вместе с тем Abfab является ярким примером того, насколько богата и удивительна история нашей планеты и как даже крошечный фрагмент ископаемой кости может привести к потрясающим открытиям.

Птерозавры — это удивительная группа летающих рептилий, которые населяли планету в мезозойскую эру, и их размеры и формы всегда вызывали интерес у ученых и любителей палеонтологии. Ранее птерозавры рассматривались как пример правила Коупа, согласно которому линии эволюции, как правило, демонстрируют тенденцию к увеличению размера тела. Однако последние исследования, основанные на находках, таких как EC K2576, ставят под сомнение наши представления о размерах этих существ, особенно в юрском периоде.

Среди гигантов мелового периода выделяются такие птерозавры, как Хатцегоптерикс и Кецалькоатль. Эти существа были настоящими монстрами небес, с размахом крыльев, превышающим десять метров. Для сравнения, это примерно в шесть раз больше роста среднестатистического человека. Их размеры позволяли им охотиться на крупную добычу и эффективно использовать воздушные потоки для полета.

Недавние исследования также пересмотрели размеры известных птерозавров, включая знаменитого Дирка сгиатанча, найденного на острове Скай в Шотландии. Ранее считалось, что размах его крыльев составляет около 2,5 метров, но новые данные указывают на то, что он был меньше — около 2,04 метра. Несмотря на это, Дирк сгиатанча все еще остается внушительным существом, сопоставимым по размеру с британским орлом или лебедем.