Китайский космический аппарат был выведен на орбиту в декабре прошлого года – за две недели до последнего запуска беспилотного космического самолета Boeing X-37B, принадлежащего американским военным, – во время третьего известного орбитального полета такого китайского космического аппарата, напоминает CNN.
Примерно через 268 дней космический аппарат вернулся на неназванную посадочную площадку, согласно краткому сообщению китайского государственного информационного агентства “Синьхуа” от 6 сентября, которое объявило его испытательную миссию "полностью успешной".
Разработка Китаем космического аппарата, о которой мало что известно общественности, началась после недавних лет попыток догнать США, которые долгое время были ведущей космической державой мира, в борьбе за господство на орбите и за ее пределами.
Вот что сообщает CNN о китайском космическом самолете. Термин “космический самолет” часто ассоциируется с космическим шаттлом НАСА, который с 1981 по 2011 год совершил 135 полетов, доставляя астронавтов на орбиту и помогая в строительстве Международной космической станции. Можно также вспомнить космический челнок Советского Союза "Буран", который совершил один успешный полет без экипажа в 1988 году, прежде чем был снят с производства, отмечает CNN.
Но считается, что новые такие космические самолеты, которые в настоящее время проходят испытания на орбите в США и Китае, меньше по размерам, чем шаттл, и не имеют экипажа. Американский X-37B эксплуатируется военными, в то время как Китай не сообщил, является ли программа, которая, как полагают, связана с его недавно приземлившимся космическим аппаратом, гражданской или военной.
Космические самолеты, как правило, представляют собой многоразовые летательные аппараты, похожие как на самолет, так и на космический корабль в том смысле, что они могут летать в атмосфере Земли и в космосе. Как китайский космический аппарат, который недавно вернулся на Землю, так и американский X-37B, который совершил семь полетов с момента своего дебюта в 2010 году, запускаются в космос на ракетах, но приземляются, как самолеты на взлетно-посадочных полосах, говорят эксперты.
Космические самолеты ценятся за их способность выполнять целый ряд задач на орбите и помогать странам быстро реагировать на изменения в космосе, одновременно развивая технологии многоразовых космических аппаратов, которые в будущем могут быть использованы для более регулярных полетов человека в космос.
“Неудивительно, что китайцы очень заинтересованы в наших космический самолет, и мы крайне заинтересованы в их, – рассказал на конференции в декабре журналистам начальник оперативного отдела Космических сил США генерал Чанс Зальцман. – Это возможность – возможность вывести что-то на орбиту, выполнить какие-то действия, привезти это домой и посмотреть на результаты - это очень важно”.
Китай никогда не сообщал, какие конкретно технологии испытывал космический аппарат, и не публиковал никаких его фотографий с тех пор, как он начал работать на орбите в 2020 году.
В видеоролике, опубликованном в социальных сетях государственным космическим подрядчиком China Aerospace Science and Technology Corporation, в котором сообщается о приземлении космического аппарата 6 сентября, вместо изображений был размещен баннер с текстом, который гласил: “Это слишком сложное устройство, чтобы его показывать”.
Даже название космического аппарата, который приземлился на Земле, не было подтверждено китайским правительством, хотя наблюдатели подозревают, что это космический самолет “Шеньлун” (Shenlong), разработка которого ведется уже два десятилетия.
Другие проекты космических самолетов, разрабатываемые в последние годы в Китае, были публично и официально описаны как гражданские проекты, в то время как официальное назначение Shenlong остается неподтвержденным, говорят эксперты.
Также неизвестно, является ли это тот же самый аппарат или другой из той же серии, который выполнил две предыдущие миссии – первая в 2020 году длилась два дня, а вторая, начавшаяся в 2022 году, длилась 273 дня. Аналитики полагают, что все они закончились высадкой на секретном военном объекте Лоп Нур в Синьцзяне, на крайнем северо-западе страны.
В официальном заявлении, опубликованном после запуска 14 декабря, говорилось, что космический аппарат “проведет проверку технологий многоразового использования и эксперименты в области космической науки, как и планировалось, обеспечивая техническую поддержку мирного использования космоса”.
Но космические наблюдатели могут – с помощью данных из открытых источников, изображений и позиционных измерений - отслеживать, что делал аппарат в космосе, включая отслеживание запуска, по их словам, предполагаемого “субспутника” в конце мая и его очевидных попыток маневрировать вокруг объекта. Это следует за аналогичными упражнениями в ходе предыдущих испытательных миссий.
“Эта способность маневрировать вблизи другого объекта может быть использована для инспекции космических объектов или, возможно, для очистки орбит от космического мусора. Но они могут быть использованы в неблаговидных целях, включая перехват сигналов или физическое повреждение других космических аппаратов”, - сказала Джулиана Зюсс, научный сотрудник по космической безопасности в базирующемся в Лондоне оборонном аналитическом центре RUSI.
Разработка Китаем космических самолетов происходит в связи с тем, что все большее число стран обращают внимание на углубляющуюся связь между безопасностью на Земле и в космосе и соперничают за так называемые противокосмические технологии, способные нарушить или даже уничтожить средства противника в космосе, подчеркивает Си-эн-эн.
Китай недвусмысленно заявлял о мирных целях космических аппаратов и других своих начинаниях в космосе, хотя аналитики говорят, что он входит в число мировых держав, разрабатывающих противокосмические средства.
В сообщении государственных СМИ о посадке космического корабля говорилось, что это “проложит путь к более удобным и доступным методам полета в оба конца для мирного использования космоса в будущем”.
Аналитики говорят, что нет никаких доказательств того, что китайский космический самолет предназначен для использования в качестве противокосмического оружия, но информация и возможности, полученные в ходе его полетов, могут иметь двойное применение.
“Все, чему Китай научится при эксплуатации своего космического самолета, независимо от его основного назначения, пойдет на пользу его усилиям в борьбе с космосом”, - утверждает Клейтон Своуп, заместитель директора проекта по аэрокосмической безопасности аналитического центра Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне. – В дополнение к совершенствованию космических технологий, это позволяет Китаю развить мышечную память для работы в космосе. Это касается того, как Китай мог бы применить полученные знания для создания противокосмического оружия”.
Трудно сравнивать китайский космический самолет с американским X-37B из-за высокого уровня секретности обеих программ, констатирует Си-эн-эн. X-37B эксплуатировался на годы дольше, чем китайский космический самолет, и оставался на орбите значительно дольше, что является рекордом, установленным во время его шестой миссии, которая длилась 908 дней и завершилась возвращением на Землю в ноябре 2022 года.
Космические силы США, которые контролируют X-37B, описывают его как многоразовый беспилотный космический аппарат, который “укрепляет будущее Соединенных Штатов в космосе, проводя технологические эксперименты, ускоряющие разработку возможностей следующего поколения”.
Его последняя миссия включает в себя испытания на новых участках орбиты, эксперименты с технологиями изучения космической тематики для мониторинга объектов в космосе и изучение воздействия радиации на материалы НАСА, включая семена растений.
Но наблюдатели также подняли вопросы о деятельности космического самолета, включая его собственное развертывание множества небольших спутников.
Уровень секретности вокруг развертывания этих спутников “может указывать на то, что они являются частью секретной разведывательной программы, но это также может указывать на тестирование наступательных технологий или возможностей”, - отметил независимый американский фонд “Безопасный мир" в недавнем отчете, указав при этом на "аналогичное поведение с точки зрения секретности". развертывание” с космического самолета "Shenlong".
Наблюдатели также отмечают, что Китай, скорее всего, использует американскую программу в качестве ориентира для своей собственной.
“Тот факт, что у них теперь есть космический аппарат многоразового использования, сам по себе показывает, как далеко они продвинулись, и тот факт, что он так долго находился в воздухе и благополучно вернулся”, - сказал Брендан Малвани, директор Китайского института аэрокосмических исследований, аналитического центра ВВС США, отметив заявление Китая о миссии успех в начале этого месяца.
“Все это означает, что они вкладывают время, усилия и инвестиции, чтобы заставить его работать. Китай является бесспорной космической державой № 2 и стремится сократить отставание от США в военной, коммерческой и научной сферах одновременно”, - сказал он.