Гидробиологи нашли в Восточно-Сибирском море участок с теплой водой

В Восточно-Сибирском море гидробиологи нашли участок с аномально теплой водой

Исследователи обнаружили в юго-западной части Восточно-Сибирского моря область с аномально высокими температурами воды и повышенной соленостью, что связано с влиянием донных гидротермальных источников. В этой зоне были найдены теплолюбивые виды, такие как рак-отшельник Pagurus capillatus и криль Thysanoessa, которые не являются характерными для северных морей. Эти наблюдения впервые объяснили появление тепловодного «оазиса жизни» в одном из самых холодных морей мира.

Результаты исследования, поддержанного двумя грантами РНФ, опубликованы в журнале Communications Earth & Environment.

Уже в 1980-х годах ученые отметили наличие уникального участка (рефугиума) в Восточно-Сибирском море, где обитают теплолюбивые виды животных и растений, нетипичные для Арктики. Этот участок — Чаунская губа — по своим биологическим и физико-химическим характеристикам напоминает районы Тихого океана, такие как средние Курилы или более южные воды.

Специалисты предполагают, что этот «оазис жизни» возник во время последнего климатического оптимума (9000–5000 лет до нашей эры), когда климат в Северном полушарии был значительно мягче. Однако остается неясным, как теплолюбивые виды смогли выжить в Чаунской губе после наступления похолодания.

Ученые из Тихоокеанского океанологического института имени В.И. Ильичева ДВО РАН (Владивосток) и Института океанологии имени П.П. Ширшова РАН (Москва) исследовали территорию Чаунской губы с использованием собственного буксируемого робототехнического комплекса Smart Fish. Это устройство позволяет измерять температуру, электрическую проводимость, давление и содержание кислорода на больших скоростях. Гидробиологи собирали пробы воды для изучения планктона и грунта для анализа донных обитателей.