Прогноз ООН о том, что таяние так называемых ледников Судного дня Антарктиды может само по себе поднять уровень Мирового океана на два фута до 2100 года, формировал глобальную климатическую политику по крайней мере с 2016 года, когда эта оценка была впервые представлена, пишет Daily Mail.
Модель, которую Межправительственная группа экспертов ООН по изменению климата (МГЭИК) признает «маловероятной», прогнозирует, что это таяние может поднять уровень моря на 50 футов к 2300 году.
Но три новые, более сложные климатические модели, разработанные при поддержке Национального научного фонда, теперь называют эту модель от экспертов ООН «экстремальной» и «маловероятной». Более реалистичные новые сценарии, выявленные этими новыми симуляциями «таяния льда», отмечает Daily Mail, предсказывают, что ледники вряд ли развалятся в результате пугающей каскадной цепной реакции.
«Мы не утверждаем, что Антарктида в безопасности и что повышение уровня моря не будет продолжаться, — подчеркивает один из авторов исследования и профессор наук о Земле Матье Морлигем. – Все наши прогнозы показывают быстрое отступление ледяного покрова».
Как пишет Daily Mail, профессор Морлигем и его соавторы сосредоточили свое моделирование на «леднике Судного дня» полярного континента, леднике Туэйтса: 75-мильном, тщательно контролируемом плато льда, крах которого может катастрофически раздуть океаны. Ученые надеялись проверить, может ли исчезновение огромных частей плавучего внешнего края этого ледника, его шельфового ледника, вызвать соскальзывание льда Антарктиды, не имеющего выхода к морю, в океан, где это быстро повысит уровень моря.
«Высокие прогнозы», такие как худший сценарий МГЭИК, рассказывает Матье Морлигем, важны для прибрежного планирования, «и мы хотим, чтобы они были точными с точки зрения физики».
«Эти прогнозы на самом деле меняют жизни людей», - отметил Морлигем.
Как отмечает далее Daily Mail, худший прогноз из доклада МГЭИК ООН основан на сценарии, в котором население человечества и сжигание им угля продолжают резко расти наряду с «обычным ходом» использования ископаемого топлива на остальной части земного шара.
Ученые назвали этот будущий сценарий «высоких выбросов» RCP8.5. Голландский химик и ученый-эколог МГЭИК доктор Детлеф ван Вюрен описал RCP8.5 как «возможный мир без политики изменения климата» – он предполагает около 8,5 ватт на квадратный метр (Вт/м2) излучаемого тепла от парниковых газов выше доиндустриального уровня.
«Важно иметь базовый сценарий высокого уровня, чтобы исследовать, что «может» произойти», — сказал доктор ван Вюрен. – И действительно, уровни воздействия около 8,5 Вт/м2 не являются невероятными».
Но согласно RCP8.5, самому драматичному, сногсшибательному худшему сценарию МГЭИК, почти вся Флорида будет затоплена глобальным потопом из-за повышения уровня океанских приливов к 2300 году. Весь полуостров этого американского штата, за исключением полосы возвышенностей, окажется под водой, затапливая прибрежные города. Другими словами, это, по замыслу, самый экстремальный возможный сценарий.
«Политики и планировщики полагаются на эти модели, и они часто смотрят на высокий риск», — говорит Морлигем, который исследует физику ледникового льда в Дартмутском университете. Политики, по мнению профессора, часто хотят подготовиться к абсолютно худшему: «Они не хотят разрабатывать решения, а затем угроза оказывается даже хуже, чем они думали».
Команда Морлигема разработала три модели таяния льда, способные имитировать отступление ледника Туэйтса с более высоким разрешением, чем последняя модель МГЭИК с низким разрешением.
В новом исследовании, опубликованном в среду в журнале Science Advances, использовалась компьютерная модель, созданная Дартмутом в сотрудничестве с Лабораторией реактивного движения НАСА и Калифорнийским университетом в Ирвайне. Модель, известная как Модель системы ледяного покрова и уровня моря (ISSM), способна обрабатывать 75 000 отдельных элементов в рамках своей симуляции с разрешением около 1,5 километра. Их две другие симуляции были такими же сложными. Одна из них, названная Úa, начиналась с начальных условий, состоящих из 90 тысяч элементов, и разрешением 1 км вблизи ключевых точек, требующих моделирования, включая места, где крупные куски ледникового шельфа могли «отколоться» или отколоться в море. Последняя модель, названная STREAMICE, также имела разрешение 1 км.
Все эти модели предсказывали мгновенное увеличение скорости потока до 3 км/год сразу после первоначального разрушения шельфового ледника или удвоение сегодняшней скорости потока льда.
Новое исследование также смоделировало скорость, с которой «ледник Судного дня» истончился, и скорость, с которой он «отколет» части ледника и сдвинет эти новые айсберги в море. Но в конечном итоге было установлено, что потеря шельфового ледника не приведет к отступлению оставшегося ледника в глубь суши и не вызовет неконтролируемого разрушения.
«Отступление ледяного фронта требует, чтобы скорость откола из-за обрушения скалы превышала эту скорость льда», — написала команда, «что редко случается в наших симуляциях».
Но хотя эти выводы и подорвали прогнозы моделей МГЭИК ООН, авторы нового исследования не спешат рисовать полностью радужную картину самого южного континента нашей планеты.
Гляциолог доктор Дэн Голдберг из Эдинбургского университета, соавтор новой статьи, считает, что ледник Судного дня, вероятно, продолжит отступать в глубь суши непредсказуемым образом и после этого столетия.
«Туэйтс, вероятно, будет отступать нестабильно в ближайшие столетия, что подчеркивает необходимость лучшего понимания, как ледник будет реагировать на потепление океана и разрушение шельфового ледника, посредством постоянного моделирования и наблюдений», — предполагает доктор Голдберг.
Голдберг и Морлигем работали над этим моделированием с доктором Элен Серусси, доцентом инженерного факультета Дартмутского университета, а также с исследователями из Мичиганского университета, Эдинбургского университета, Нортумбрийского университета и других. Доктор Серусси постаралась подчеркнуть, что только один ключевой компонент моделирования МГЭИК был неверным: как оно предсказывало поведение шельфового ледника над открытым океаном, называемое механизмом нестабильности морского ледяного утеса (MICI).
«Мы не ставим под сомнение стандартные, устоявшиеся прогнозы, на которых в первую очередь основан отчет МГЭИК, — подчеркнула доктор Серусси. – Мы только ставим под сомнение этот прогноз с высоким уровнем воздействия и малой вероятностью, который включает этот новый процесс MICI, который плохо изучен. Другие известные нестабильности в полярных ледяных щитах по-прежнему будут играть роль в их потере в ближайшие десятилетия и столетия».