Обнаруженное древнее марсианское озеро превысило размер любого другого на Земле

Земные водоемы уступают своим «коллегам» с Красной планеты

Обнаруженные остатки марсианского озеро Эридания показали, что оно когда-то было крупнейшим известным озером на Марсе. Также выявлено, что водоем был больше, чем любое озеро на Земле, и содержал в три раза больше воды, чем Каспийское море.

Земные водоемы уступают своим «коллегам» с Красной планеты

Ученые выявили, что миллиарды лет назад на Марсе существовали озера. Однако со временем они высохли и исчезли, когда климат стал слишком холодным, а атмосфера — слишком разреженной для поддержания воды в жидком состоянии.

Космический аппарат «Марс Экспресс» сделал новые снимки обширного древнего озера, которое астрономы назвали озером Эридания, которое теперь считается крупнейшим известным водоемом на Марсе, превышающим по размеру любое известное озеро на Земле.

Дно этого озера находится в районе древнего вулканического рельефа, где можно увидеть холмы, трещины и хребты. Уже известно, что на красной планете есть каньоны и вулканы, значительно превышающие размеры аналогичных образований на Земле. Европейское космическое агентство сообщило о новых снимках древнего озера в регионе Каралис-Хаос. Это озеро, в котором, предположительно, миллиард лет назад была вода, занимало площадь более миллиона квадратных километров, что примерно в три раза больше Каспийского моря.

Пересохшее дно озера за миллиарды лет покрыто возвышенностями, образовавшимися из-за воздействия марсианских ветров, сдувающих пыль. Ученые предполагают, что со временем огромное озеро Эридания высохло и превратилось в ряд меньших водоемов.

В Каларис-Хаосе также есть отголоски вулканической активности. Через регион проходят две крупных трещины. Один из них — это разлом Серенум Фосса. Он возник при формировании плато Тарсис. Крупнейшие вулканы на Марсе, включая гору Олимп, расположены в этом районе, а сама гора Олимп когда-то была островом.

На Каларис-Хаосе также есть многочисленные хребты. Они также имеют вулканическое происхождение, образованные при помощи сжатия новых слоев лавы. Эти слои еще мягкие и поэтому склонны к деформации. По оценкам ученых, морщинистые хребты также часто встречаются на Луне.

Также в Каларис-Хаосе часто встречаются ударные кратеры, как и на большей части Марса. По мнению ученых, это может свидетельствовать о том, что после высыхания озера в нем осталась вода. В других кратерах также есть небольшие впадины, некоторые из которых со временем были сильно размыты марсианскими ветрами. Что касается того, как вода исчезла с Марса, то, по предположениям астрономов, большая её часть ушла под землю.