Американские учёные считают болезнь Альцгеймера болезнью «грязного мозга». Механизм работает так: система утилизации замедляется, в мозге накапливаются токсичные отходы, которые заполняют и повреждают здоровые ткани.
Профессор машиностроения в Университете Рочестера Дуглас Келли считает, что применение препаратов, вызывающих сокращения мышц, может восстановить часть этой функции.
В исследовании, опубликованном в журнале Nature Aging, рассматривалась сложная система туннелей и насосов (проще – глимфатическая система), которую мозг использует для удаления отходов.
Жидкость перекачивается этой системой через мозговую ткань, вымывая старые клетки и белки, которые могут засорять и повреждать нейроны. В молодом и здоровом мозге эта система хорошо отлажена и эффективна. Но она замедляется по мере старения или развития слабоумия.
Одна из теорий болезни Альцгеймера заключается в том, что замедление работы глимфатической системы способствует накоплению белков, называемых бета-амилоидами. Становящийся бесполезным белок при нормальных условиях выводится из мозга, а при болезни Альцгеймера дисфункциональные белки накапливаются и убивают здоровую мозговую ткань.
Похожий процесс происходит с другим белком, называемым альфа-синуклеином, при болезни Паркинсона.
Наблюдение за задержкой выведения «шлака» из мозга натолкнуло учёных на мысль, что в лечении этой формы слабоумия следует использовать простаноиды. Это физиологически активные соединения, которые принципиально важны в системе крови, репродуктивной системе, воспалительных и иммунных процессах организма. Помимо этого, простаноиды играют роль в сокращении различных типов гладких мышц.
Препараты используются в широком спектре медицинских ситуаций: от помощи в стимуляции мышечных сокращений во время родов до лечения глаукомы.
Исследования на мышах, которым через шею вводился простаноидный препарат, показали: введённый препарат ускорял работу выводящих «грязь» насосов. Мозг старых мышей с препаратом начинал работать на уровне мозга молодых мышей.