Названы 5 главных загадок древнего гигантского объекта

Вопросов насчет Стоунхенджа остается больше, чем ответов

На днях стало известно, что в тайне величественного Стоунхенджа появился просвет. Как показывают исследования, главный алтарный камень этого мегалитического сооружения был добыт в Шотландии. Но у ученых по-прежнему остается как минимум пять ключевых вопросов о доисторическом памятнике, на которые пока нет ответа.

Вопросов насчет Стоунхенджа остается больше, чем ответов
Фото: Wikipedia.org.

Тайны Стоунхенджа вот уже более 400 лет заставляют поколения археологов ломать голову над этим загадочным древним сооружением, пишет Daily Mail. Но даже по мере того, как современные ученые приближаются к пониманию этого загадочного объекта, новые открытия продолжают вызывать все больше вопросов.

Недавно исследователи обнаружили, что один из "голубых камней" памятника был добыт не на холмах Пресели в Уэльсе, как это считалось ранее, а взят в Шотландии, на расстоянии до 1000 км от Стоунхенджа.

Это открытие, подчеркивает Daily Mail в очередной раз поднимает вопрос о том, как и почему наши древние предки приложили столько усилий, чтобы собрать эти конкретные камни в одном месте.

Итак, пока ученые продолжают углублять наше понимание этого культового места, MailOnline выделяет пять самых больших загадок, которые до сих пор остаются неразгаданными тайнами Стоунхенджа.

1. Откуда взялись эти камни?

Ученым давно известно, что Стоунхендж сложен из двух разных типов камней, которые добавлялись к объекту на разных этапах его строительства. Высокие стоячие камни по краям, образующие культовые арки, - это сарсеновые камни, в то время как камни поменьше в центре называются “голубым камнем”.

Сарсеновые камни, как правило, считаются менее загадочными из этих двух разновидностей, и большинство экспертов полагают, что они были добыты в близлежащих лесах, расположенных всего в 15 милях к северу от Стоунхенджа.

Сарсен, как поясняет Daily Mail, это естественно образовавшийся слой песчаника, который образовался миллионы лет назад на мелу Солсберийской равнины. На протяжении ледниковых периодов слой мела неоднократно замораживался и оттаивал, что приводило к его расширению и сжатию. Это привело к тому, что сарсен разлетелся на крупные осколки, которые можно найти на равнине Солсбери и в Марлборо-Даунс в Уилтшире, а также в Кенте и в меньших количествах в Беркшире, Эссексе, Оксфордшире, Дорсете и Хэмпшире. Ученые полагают, что строители Стоунхенджа собрали и перевезли все крупные камни, которые смогли найти поблизости, и сложили их в кольцо.

Однако, подчеркивает Daily Mail, на самом деле все гораздо сложнее, чем можно предположить из этой простой истории. В 2020 году британские исследователи подвергли сарсеновые камни рентгеновскому излучению, чтобы выявить их химический "отпечаток". При облучении камней различные минералы поглощают и выделяют различные виды излучения, что позволяет исследователям точно определить их состав. Так вот, ученые обнаружили, что 50 из 52 сарсеновых камней действительно были найдены в близлежащих Западных лесах, но два камня, похоже, были привезены из других мест. Что еще более странно, эти камни также находятся в самых северных точках соответствующих кругов.

Исследователи говорят, что причина этого, вероятно, останется загадкой, но предполагают, что это может означать, что в какой-то момент проектом занялась другая группа строителей.

Но, продолжает Daily Mail, самое странное происхождение имеют более мелкие голубые камни, найденные в центре круга. В 1932 году британский геолог Томас заметил, что горные породы на этом месте чрезвычайно похожи на те, что были найдены на холмах Пресели в Уэльсе. Последующие химические анализы, проведенные в 2014 и 2017 годах, показали, что голубые камни на самом деле происходят из двух мест в Уэльсе: Карн-Годог и Крейг-Рос-и-Фелин.

Однако в настоящее время ученые определили еще и третье место происхождения голубого камня Стоунхенджа. Исследователи из Университета Кертина в Перте проанализировали химический состав и возраст минералов во фрагментах алтарного камня. Они обнаружили, что он удивительно похож на старый красный песчаник из бассейна реки Оркадиан на северо-востоке Шотландии.

Команда исследователей заявила, что с 95–процентной точностью может утверждать, что камень был найден в этом районе, который охватывает части Инвернесса, Турсо, Оркнейских островов и часть Шетландских островов.

Профессор Ричард Бевинс из Аберистуитского университета, который был соавтором статьи, говорит, что полученные результаты действительно “замечательные”, поскольку они “опровергают то, что считалось на протяжении прошлого столетия".

2. Как были перемещены камни?

В то время как перемещение сарсеновых камней на 15 миль по равнине Солсбери уже было бы впечатляющим – по доисторическим временам – достижением, массовые паломничества за голубыми камнями поставили экспертов в тупик, отмечает Daily Mail.

Чтобы переправить голубые камни из Уэльса, строителям Стоунхенджа пришлось бы переместить их на юг, перевалив через вершины горного хребта, снова спуститься вниз, а затем пройти еще 225 км до Уилтшира. Между тем, перемещение алтарного камня из Оркадского бассейна означало бы перевозку шеститонного камня длиной в пять метров на расстояние до 1000 км.

Это впечатляющее путешествие, пишет Daily Mail, заставило ученых пересмотреть наши представления о технологическом и социальном прогрессе неолитических обществ.

Профессор Ник Пирс из Аберистуитского университета считает, что не остается сомнений в том, что шотландский источник камня свидетельствует о высоком уровне общественной организации на Британских островах в тот далекий период.

Но поскольку камни, по оценкам, были перемещены примерно в 2620-2480 годах до нашей эры, ограниченность технологий, доступных в то время, заставила многих задаться вопросом, а как это вообще могло быть возможно.

Поскольку камни, из которых сложен Стоунхендж, очень тяжелые, маловероятно, что их перевозили на лодках, поскольку это было бы чрезвычайно опасное мероприятие. А для перемещения камней по суше потребовалась бы огромная и хорошо скоординированная команда, пишет Daily Mail.

Некоторые ранние расчеты предполагали, что для того, чтобы протащить один камень, потребовалось бы 500 человек с кожаными веревками, а еще сотня человек потребовалась бы, чтобы установить ролики перед санями. Однако твердые поверхности и траншеи, необходимые при использовании катков, должны были бы оставить свой след на ландшафте, но пока ничего подобного обнаружено не было.

Чтобы объяснить, как могли быть перемещены камни, исследователи из Университета Ньюкасла предполагают, что строители Стоунхенджа могли использовать "смазанные маслом салазки". И действительно – в глиняной посуде, найденной в окрестностях Даррингтонских стен, неподалеку от Стоунхенджа, было обнаружено необычно большое количество свиного жира, впитавшегося в глину.

Хотя предполагалось, что этот жир был получен при приготовлении пищи, форма посуды позволяет предположить, что эти блюда были больше похожи на ведра, чем на тарелки. Исследователи утверждают, что это может свидетельствовать о том, что строители Стоунхенджа использовали смазанные маслом деревянные сани, перекатываемые по бревнам, для чего потребовалось бы всего 20 человек.

Другие теории предполагают, что камни могли быть перетащены тягловым скотом или перевезены с помощью сложных транспортных систем. Так, археологи из Калифорнийского университета обнаружили, что кости в ногах крупного рогатого скота эпохи неолита имели характерные следы износа, которые указывают на то, что они использовались в качестве "движителей".

Некоторые предполагают, что камни могли быть помещены в гигантские плетеные корзины и доставлены на буксире с помощью этих устройств. Однако, поскольку любое дерево или плетенка уже давно сгнили, то, как именно камни были перемещены на такие большие расстояния, вероятно, останется загадкой навсегда, признает Daily Mail.

3. Кто построил Стоунхендж?

С тех пор, пишет Daily Mail, как герцог Букингемский в 1620-х годах заказал первое обследование этого места, исследователи были зачарованы личностью таинственных строителей Стоунхенджа. Самые ранние теории предполагали, что это сооружение могло быть построено римлянами, но уже к концу XVII века люди начали верить, что Стоунхендж на самом деле был построен коренными британцами.

Современные исследователи больше не считают, что это место было построено как памятник друидами, и теперь считают, что объект был возведен несколькими различными группами.

Исследователи обнаружили круглый ров и серию круглых ям, которые, как полагают, датируются 3100 годом до нашей эры. Никто не знает, кто построил эти сооружения, но с тех пор археологи обнаружили кремированные останки около 150 человек, похороненных в 64 местах вокруг ям. Фрагменты керамики и кости свидетельствуют о том, что строительство знаменитого сооружения из голубого камня началось только в 2600 году до нашей эры.

Свидетельств об этих строителях мало, но археологи теперь полагают, что они, возможно, поселились в близлежащем поселении Даррингтон-Уоллс, расположенном всего в 2,8 км от Стоунхенджа. Считается, что это место, где неолитические хранители Стоунхенджа жили и проводили большие праздники в течение части года.

Раскопки на этом месте показали, что местные жители любили сладкие лакомства, такие как фундук, терн, крабовые яблоки, а также ели субпродукты и жареную свинину.

Археологи теперь полагают, что церемониальное пиршество привлекало людей со всей страны к священному месту. Исследования зубов свиней и крупного рогатого скота, найденных на дороге к Стоунхенджу, показали, что люди привозили животных с расстояния до 800 км.

Кроме того, исследователи обнаружили, что люди, возможно, посещали близлежащее поселение Блик-Мид, расположенное примерно в миле к востоку от Стоунхенджа, с 8820 года до н.э., поднимаясь на деревянных лодках вверх по реке Эйвон.

Однако истинные личности строителей и смотрителей Стоунхенджа остаются окутанными тайной, отмечает Daily Mail. Ситуация еще более осложнилась после обнаружения второго каменного круга в Ваун-Мауне на холмах Пресели. Анализ Ваун-Мауна показал, что это, возможно, самый старый из известных каменных кругов в Британии, датируемый примерно 3400 годом до нашей эры. Однако новое исследование предполагает, что круг в Ваун-Мауне был разобран и перенесен в Стоунхендж. Это означает, что первоначальные строители Стоунхенджа, возможно, привезли свои камни из Уэльса.

4. Почему строили на равнине Солсбери?

Если древние строители преодолевали все трудности, привозя свои камни из Уэльса, возникает вопрос, почему они оказались на равнине Солсбери. Однако, хотя сейчас Стоунхендж может выглядеть как одинокий памятник, исследователи говорят, что когда-то это было далеко не так. На самом деле, когда-то Стоунхендж был центром оживленного религиозного центра, пишет Daily Mail.

В 2016 году археологи раскопали большой священный комплекс всего в 2,4 км от Стоунхенджа. Считается, что это поселение на 1000 лет старше Стоунхенджа и было священным местом, где люди эпохи неолита проводили церемонии, включая пиршества и преднамеренное разбивание керамических чаш.

Эта "ограда", отмечает Daily Mail, - одна из примерно 70 найденных по всей Англии и вторая в ландшафте Стоунхенджа.

В 2011 году команда исследователей из Бирмингемского университета обнаружила, что эта территория, возможно, использовалась для поклонения солнцу сотни лет назад. С помощью георадара археологи обнаружили два рва длиной 16 футов, заполненных деревянными кольями, которые, как полагают, отмечали восход и заход солнца в день летнего солнцестояния. Ученые полагают, что эти находки свидетельствуют о том, что это место, возможно, было широко известно людям эпохи неолита как область, имевшая особое значение.

Но почему возникло это поверье, остается загадкой, констатирует Daily Mail. Некоторые исследователи предполагают, что это может быть связано с природным сооружением, называемым Стоунхендж-авеню. Во время ледникового периода талая вода стекала с этого места по склону холма и образовала ряд канав, протянувшихся на 1,5 мили от северо-восточного входа в камень. Эксперты предполагают, что эта аллея естественным образом совпадает с закатом в середине зимы в одном направлении и восходом солнца в середине лета в другом.

Некоторые считают, что людей эпохи неолита, возможно, привлекало это место из-за расположения солнца на нем, но почти невозможно сказать наверняка.

5. Для чего использовался Стоунхендж?

Как бы много ученые ни узнавали о Стоунхендже, для чего этот объект был выстроен, все еще остается удручающе неясным. Найденные на этом месте человеческие останки заставили некоторых предположить, что это могло быть древнее кладбище или мемориальная площадка. Кремированные останки, найденные в ямах и канавах от самых ранних сооружений, по-видимому, подтверждают эту теорию, но более поздние свидетельства не внушают оптимизма.

После 2500 года до нашей эры строители Стоунхенджа перестали хоронить своих умерших внутри круга и вместо этого начали хоронить их в канаве на периферии, пишет Daily Mail. Еще больше углубляет тайну то, что у тех, кто похоронен в Стоунхендже, отсутствуют погребальные принадлежности и обстановка, найденные в других близлежащих захоронениях аналогичного периода.

Одна из самых популярных альтернативных теорий заключается в том, что Стоунхендж был построен в соответствии с движением солнца и временами года. Исследователи, как пишет Daily Mail, уже давно заметили, что расположение Стоунхенджа соответствует положению солнца во время летнего и зимнего солнцестояний.

Профессор Тимоти Дарвилл из Борнмутского университета утверждает, что расположение камней могло служить своеобразным каменным календарем, отмечающим дни каждого месяца. Ученый полагает, что это место могло позволить людям эпохи неолита отслеживать течение дня, чтобы определять время проведения ритуальных мероприятий и ведения сельского хозяйства.

Более поздние исследования также предполагают, что это место могло быть построено таким образом, чтобы оно было ориентировано на наш спутник Луны. Во время редкого явления, называемого "лунной остановкой", восход и заход Луны находятся на самом дальнем расстоянии друг от друга на земном горизонте. Доктор Фабио Сильва, старший преподаватель кафедры археологического моделирования в Борнмутском университете, считает, что древние верующие, возможно, собрались, чтобы отпраздновать это событие точно так же, как они делали это во время солнечных солнцестояний.

Если это так, констатирует Daily Mail, то это означает, что строители Стоунхенджа обладали гораздо более глубокими познаниями в астрономии, чем мы когда-то считали. Однако это не помогает нам понять, почему люди эпохи неолита считали это важным и для чего они использовали это место.