Названа новая угроза от укуса распространенного насекомого-кровопийцы

Москит подавляет иммунитет человека

Известно, что слюна комаров играет важную роль в передаче таких вирусов, как желтая лихорадка, Зика, денге и чикунгунья, однако многие из её функций еще предстоит понять. В ходе нового исследования ученые обнаружили, что белок слюны комара взаимодействует с иммунной молекулой человека, способствуя возникновению инфекции на коже человека, вызванной передающимся вирусом.

Москит подавляет иммунитет человека

«Клещи и комары не просто переносят патогенные микроорганизмы, — объясняет вирусолог Эрол Фикриг. — Их слюна служит многим целям, когда она взаимодействует с человеком-хозяином».

Для проведения анализа команда исследовала библиотеку дрожжевых дисплеев человеческих белков с помощью Nest1, белка в слюне комара Aedes aegypti, который они определили как важный в предыдущих исследованиях.

Ученые продемонстрировали, что Nest1 взаимодействует с человеческим CD47, иммунным рецептором, который находится на поверхности многих клеток организма. CD47 контролирует несколько иммунных процессов, в том числе те, которые защищают определенные клетки и разрушают другие.

«Это взаимодействие показывает, что комар пытается изменить биологические функции, которыми управляет CD47, — рассказывает Алехандро Марин Лопес. — Мы увидели, что Nest1 подавляет некоторые из этих функций, такие как фагоцитоз, миграция иммунных клеток и воспалительная реакция. Эти изменения способствуют усилению репликации вируса в коже».

Новое открытие расширяет знания о том, как взаимодействуют переносчики болезней, такие как комары, и хозяева, такие как люди, и полученные результаты могут привести к разработке методов лечения, которые помогут предотвратить болезни, переносимые комарами.

Белок комара связывается с CD47 примерно в 25–50 раз сильнее, чем лиганд, который обычно связывается с CD47. По словам специалистов, это может иметь значение для лечения различных других заболеваний.

«Взаимодействие между CD47 и SIRPA изучалось в течение многих лет, и на основе этого взаимодействия разрабатываются лекарства для профилактики рака и атеросклероза, — заключает Фикриг. — Не исключено, что этот белок от комаров, который превосходит SIRPA, может привести к созданию новых и более совершенных методов лечения этих и других заболеваний».