Долгоживущий голый землекоп удивил ученых необычным иммунитетом

Грызун не имеет стандартной защиты от инфекций

Ученые Института молекулярной биологии имени В.А. Энгельгардта РАН сделали удивительное открытие: голые землекопы, эти удивительные грызуны, способные жить до 40 лет, отказались от производства белков CD1 — ключевых белков в борьбе с инфекциями. Эти белки играют важную роль в иммунной системе большинства млекопитающих, помогая бороться с инфекциями. Открытие опубликовано в журнале Biology Direct.

Грызун не имеет стандартной защиты от инфекций
СD-1 опосредованная активация Т-киллеров. Источник: А. Замараев

Белки CD1 действуют как сигнальные флажки на поверхности клеток иммунной системы. Они захватывают фрагменты бактерий и вирусов, выставляя их напоказ, чтобы другие клетки иммунной системы могли распознать и уничтожить угрозу.

Как сообщили «МК» в РНФ, научная группа обнаружила, что у голых землекопов гены, отвечающие за производство CD1, не функционируют. Это первый известный случай, когда млекопитающее полностью отказалось от этих важных компонентов иммунитета.

По словам одного из участников исследования, кандидата биологических наук Алексея Замараева, ученых удивило, что голые землекопы, живущие в больших колониях под землей, где риск инфекций особенно высок, выработали такую нестандартную стратегию выживания.

Исследователи предполагают, что потерю CD1 компенсируют другие элементы иммунной системы голых землекопов, которые продолжают активно изучаться. Возможно, ключевую роль играют миелоидные клетки и специфические типы Т-лимфоцитов, обнаруженные у этих животных. Также ученые планируют продолжить исследования других белков – MR1, которые могут выполнять функции, схожие с CD1.

Это открытие не только проливает свет на удивительную адаптивность голых землекопов, но и может иметь значение для разработки новых подходов к лечению инфекционных заболеваний у людей.

Кроме ученых из института им. Энгельгардта в исследовании также принимали участие специалисты из Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова и шведского Каролинского института.