Разработана первая в мире технология дистанционного управления сознанием

Ученый предостерегает от поспешных попыток тестирования на людях

В Южной Корее было представлено устройство дистанционного управления сознанием на большом расстоянии и в большом объеме, которое планируется использовать для "неинвазивных" медицинских процедур.

Исследователи из Корейского института фундаментальных наук (IBS) разработали аппаратное обеспечение, которое манипулирует мозгом на расстоянии с помощью магнитных полей, и протестировали технологию, вызвав "материнские" инстинкты у своих подопытных мышек.

Как пишет Daily Mail, в другом эксперименте они подвергли подопытную группу лабораторных мышей воздействию магнитных полей, направленных на снижение аппетита, что привело к 10-процентной потере массы тела, или примерно на 4,3 грамма.

"Это первая в мире технология, позволяющая свободно управлять определенными участками мозга с помощью магнитных полей", - говорит профессор химии и наномедицины, который помог возглавить новую работу.

Этот исследователь, доктор Чон Джинву, директор южнокорейского центра наномедицины IBS, рассказал, что он ожидает, что новое оборудование будет использоваться в различных областях здравоохранения, где, по его словам, оно крайне необходимо.

"Мы ожидаем, что он будет широко использоваться в исследованиях для понимания функций мозга, сложных искусственных нейронных сетей, технологий двустороннего взаимодействия мозг-компьютер и новых методов лечения неврологических расстройств", - говорит доктор Чон.

Но, несмотря на научно-фантастический характер дистанционного управления сознанием, эксперты в области здравоохранения отметили, что магнитные поля успешно используются в медицинской визуализации на протяжении десятилетий.

"Концепция использования магнитных полей для манипулирования биологическими системами в настоящее время хорошо известна", - написал доктор Феликс Лерой, старший научный сотрудник испанского института нейронаук, в статье, которая сопровождала новое исследование в журнале Nature Nanotechnology.

"Это было применено в различных областях, - отметил он. - магнитно-резонансная томография [МРТ], транскраниальная магнитная стимуляция и магнитная гипертермия для лечения рака".

Новинкой, добавленной южнокорейской командой IBS, стало генетическое производство специализированных наноматериалов, роль которых в нейронах головного мозга можно было регулировать издалека с помощью тщательно подобранных магнитных полей.

Этот метод, официально называемый магнитомеханической генетикой (ММГ), использовался доктором Чоном и его коллегами при разработке технологии модуляции мозга.

В новом исследовании, опубликованном в июле этого года в журнале Nature Nanotechnology, команда назвала свое изобретение Nano-MIND, что означает "Наномагнитогенетический интерфейс для нейродинамики".

Ученые создали специальных мышей для своих экспериментов, используя метод замены генов, известный исследователям как рекомбинация Cre-Lox. У этих генетически модифицированных лабораторных мышей развились более чувствительные к магнитному воздействию "ионные каналы", которые действуют как ворота в их нейронах, или клетках нервной системы, позволяя определенным молекулам и атомам проникать внутрь в определенное время и с определенной скоростью, пишет Daily Mail.

В групповом тесте на материнские инстинкты стимуляция MMG у некоторых самок лабораторных крыс побуждала их быстрее находить и собирать своих потерянных детенышей в лабиринте.

Самки крыс, стимулированные Nano-MIND, начали приближаться к детенышам быстрее — в среднем на 16 секунд быстрее — и "быстро нашли всех трех детенышей во всех испытаниях", - написали исследователи.

Команда также провела двухнедельный эксперимент с контрольной и экспериментальной группами мышей, чтобы выяснить, как эти генетически модифицированные животные будут реагировать на магнитные импульсы Nano-MIND, побуждающие их есть больше или меньше.

Оказалось, что технология способна стимулировать мышей как к перееданию, так и к недоеданию.

В эксперименте, в ходе которого сигнал MMG побуждал мышей есть, их масса тела увеличилась в среднем примерно на 7,5 грамма, что означает примерно 18-процентное увеличение массы тела.

Магнитный импульс натощак приводил к тому, что мыши теряли меньше веса (10-процентная потеря массы тела или около 4,3 грамма), но существенно не замедлял мышей и не подавлял их способность двигаться.

"Уменьшение количества корма не повлияло на передвижение", - написали они, подразумевая, что это повлияло исключительно на аппетит и не повлияло каким-либо иным образом на способность мышей действовать.

По словам доктора Чона и его команды, эта технология найдет самое непосредственное применение, помогая исследователям в области здравоохранения понять, какие участки мозга и остальная неврологическая система отвечают за те или иные настроения и другие формы поведения.

Но в своей статье, посвященной инновациям в области наноразума и их аспекту замены генов, доктор Лерой из Испании предостерегает от поспешных попыток тестирования на людях.

"Необходимы дальнейшие исследования для оценки потенциальных кумулятивных эффектов, включая нейроадаптацию или нейротоксичность", - сообщил доктор Лерой.