Планетолог Базилевский объяснил, почему лунная пещера не подходит для жилья

На земном спутнике нашли провал, в который поместился бы небоскреб

Группа астрономов из Италии и США обнаружила на Луне пещеру, в которой мог бы поместиться небоскреб высотой 150 метров. Зарубежные ученые тут же сочли ее пригодной для строительства базы для первых лунных исследователей, однако их российский коллега усомнился в правильности такого выбора.

На земном спутнике нашли провал, в который поместился бы небоскреб
Художественное изображение лунной ямы на Море Спокойствия, скрывающей доступный пещерный канал длиной в десятки метров.

В 300 километрах от этой пещеры, оказывается, ходили первые люди на Луне – астронавты «Аполлона-11» Нил Армстронг и Базз Олдрин, когда высадились в так называемом Море Спокойствия (Mare Tranquillitatis).

Море Спокойствия – одна из самых крупных впадин, которую мы можем каждую ночь наблюдать на видимой стороне Луны, является древней лавовой долиной. Орбитальные лунные аппараты, такие как LRO (Lunar Reconnaissance Orbiter –  NASA), впервые обнаружили ямы на ней и на других лавовых долинах более десяти лет назад. С того времени было открыто около 200 лунных провалов, которые, по одной из версий, являются результатом вулканической деятельности спутника.

Недавно группа исследователей из итальянских университетов в Тренто и Падуе, а также из американского Университета им. Джона Хопкинса, Университета штата Аризона и аэрокосмической компании, специализирующейся в области радиолокационного зондирования Capella Space, используя снимки LRO, провели математическое моделирование  https://www.nature.com/articles/s41550-024-02302  и обнаружили в Море Спокойствия самую большую пещеру, вход в которую открывается прямо с поверхности карьера.

Согласно данным радара «лунного разведчика», самая глубокая из всех известных впадин на Луне – Море Спокойствия ведет к пещере шириной 45 метров, длиной до 80 метров, расположенной примерно в 150 метрах под поверхностью.

Как сообщил газете The Gardian один из исследователей – Лоренцо Бруццоне из Университета Тренто, пещера, «вероятно, представляет собой пустую лавовую трубу», дно которой усеяно 10-метровыми валунами.

В статье ученые математически описывают яму шириной 100 метров и делают вывод о том, что вход в нее открыт, а сама она ограничена вертикальными или нависающими стенами. Если спуститься в нее, то можно нащупать под ногами  наклонный пол и подземное помещение, простирающееся на десятки метров на запад.

Бруццоне и его коллега Леонардо Каррер предположили, что подобные объекты могут служить средой обитания для будущих исследователей, поскольку они обладают относительно стабильной температурой и являются естественным укрытием от суровых условий лунной среды: от вредных космических лучей, солнечной радиации, сильных перепадов температуры и микрометеоритов. Пещеры также могут содержать водяной лед – ресурс, который будет необходим для долгосрочных лунных миссий и колонизации Луны.

Многие лунные ямы являются «окнами» пещер.

Помимо размышления о будущих жилых базах на Луне, ямы Моря Спокойствия интересуют исследователей с точки зрения изучения загадок образования земного спутника и его вулканической истории.

В то же время еще один исследователь – Роберт Вагнер из Университета штата Аризона, сказал, что при всей привлекательности данной пещеры, вход в нее будет для лунных первопроходцев проблематичным. «Чтобы попасть в эту яму, нужно спуститься на 125 метров, прежде чем вы достигнете дна», – говорит он.  К тому же, по его словам, край пещеры довольно рыхлый, и любое движение «может привести к сходу небольших лавин на всех, кто находится внизу».

В некоторых космических агентствах уже задаются вопросом, как оценить устойчивость пещер и по возможности укрепить их стены и потолки.

Комментарий главного научного сотрудника лаборатории сравнительной планетологии ГЕОХИ РАН, доктора геолого-минералогических наук Александра БАЗИЛЕВСКОГО:

– Считалось, что вулканизм на Луне прекратился около одного миллиарда лет назад. Сегодня там действительно нет действующих вулканов, но их следы мы видим как раз в таких застывших лавовых трубках.

Вероятная находка самой большой такой трубки была вполне ожидаемой. Лавовый поток застыл сверху из-за того, что тепло излучилось, а снизу то же тепло ушло в подстилающий материал. В центре осталась пустота – лавовая труба. И я доволен, что получено свидетельство существования таких труб в районе известной впадины Моря Спокойствия.

– И в ней действительно можно построить укрытия для людей?

– Я бы не стал строить там базу, ведь возможны обвалы «потолка» лавовых труб. Собственно провал в Море Спокойствия - это и есть результат обвала «потолка» лавовой трубки. Базу надо строить на поверхности Луны, засыпая постройки слоем лунного грунта толщиной несколько метров.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29319 от 17 июля 2024