На Марсе обнаружены долины прежних рек: ученые изучили Землю Киммерия

Российские планетологи раскрыли прошлое Красной планеты при помощи орбитальных снимков

Долины Марса образовались от текучих вод. Такую гипотезу выдвинули ученые лаборатории сравнительной планетологии Института геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН, изучив долинный рельеф южного полушария Марса, называемый Земля Киммерия. Результаты исследования опубликованы в журнале Solar System Research.

Как сообщили «МК» в Минобрнауки России, в своей работе исследователи опирались на данные дистанционного зондирования, полученные с помощью аппаратов, работающих на орбите Марса.

Более пристальному изучению подвергся долинный рельеф участка Марса, именуемый Земля Киммерия. Этот небольшой регион располагается в южном полушарии планеты. К северу от него раскинулась переходная зона между древним южным материком, покрытым кратерами, и относительно более молодыми низменными «океаническими» равнинами северного полушария.

По словам автора работы, сотрудницы лаборатории сравнительной планетологии ГЕОХИ РАН Алины Мухамеджановой, на исследуемом участке обнаружены типы долин, имеющие большое морфологическое сходство с долинами земных рек. Они-то и являют собой свидетельство в пользу того, что когда-то, в геологическом прошлом, на поверхности планеты происходила флювиальная активность, то есть деятельность текучей воды.

В работе делался акцент на двух долинах – Ма’адим и Дуриус. Ма’адим по своей площади в десятки раз крупнее, чем Дуриус. Для обеих долинных систем характерна разветвленность (наличие водотоков нескольких порядков), а также общий тренд врезания с юга на север.

Расположение Земли Киммерия — “Terra Cimmeria”. Обозначена красной линией на рисунке справа. Источник https://astrogeology.usgs.gov/

Несмотря на то, что существуют гипотезы, которые объясняют данные формы как результат тектонической или, например, вулканической деятельности, ученые ГЕОХИ больше склоняются к флювиальному происхождению долин.

Они изучили основные их характеристики: длину, ширину, уклон, продольные и поперечные профили, глубину и ширину по бровкам и днищу. Анализировалось также изменение формы и параметров поперечного профиля вниз по долинам для выяснения закономерностей развития данного рельефа.

Выяснилось, что обе главные долины имеют тенденцию к выработке U-образного профиля и к расширению днища по мере приближении к устью. Эти и другие признаки строения изучаемых систем подтверждают «водную» гипотезу. Ориентировочное время образования и активности Ма’адима и Дуриуса – 4,5 – 3 млрд лет назад. Их происхождение и возраст могут быть тесно связаны с геологической и климатической историей Марса.

Две долины Земли Киммерия. Источник https://astrogeology.usgs.gov/